Гражданское общество: понятие, структура и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать понятие, признаки и структуру гражданского общества.
Цель работы определила следующие задачи:
- исследовать возникновение гражданского общества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО СУЩНОСТЬ………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение гражданского общества……………………………………...4
1.2 Понятие, структура и функции гражданского общества…………………….5
1.3 Признаки гражданского общества…………………………………………...12
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ И ЕГО ОБЪЕКТ…….14
2.1 Роль личности в гражданском обществе…………………………………….14
2.2 Становление гражданского общества в России……………………………..17
2.2.1 Условия становления гражданского общества в современной России….17
2.2.2 Перспективы становления гражданского общества в России……………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

АП ТГП.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного, можно также определить гражданское  общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединения.

Гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций:

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации  гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет  также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно  независимо от государства, располагает  средствами и санкциями, с помощью  которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет  также коммуникационную функцию. В  демократическом обществе проявляется  многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Гражданское общество выполняет  стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно  создает прочные структуры, на которых  держится вся общественная жизнь. В  сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

 

1.3 Признаки гражданского  общества

 

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес, а публичная власть не противостоит населению и полностью совпадает с ним. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное общество в полной степени обладают данными признаками и вполне правомерно рассматриваются в качестве особых форм, видов гражданского общества. При этом более зрелая форма гражданского общества сохраняет и развивает достижения предшествующих ей стадий.

В закрытом обществе имеет  место жесткое подчинение интересов  и деятельности личности интересам  общества и государства. Закрытыми  оставались рабовладельческое и  феодальное общества, где человек  по-прежнему не был свободен, не мог  самостоятельно определять свой род занятий.

Буржуазное общество, провозглашающее формальное равенство  своих членов и свободу предпринимательской  деятельности, создает предпосылки  для формирования открытого общества, но пока что оказывается не способным  провести эти принципы в жизнь для всех членов общества.

Чтобы обезопасить себя от любых попыток государства  превысить свои полномочия, открытое гражданское общество должно быть сплоченным и организованным. Оно, во-первых, должно иметь возможность объединяться в ассоциации, действующие самостоятельно и независимо от государства, его органов, и, во-вторых, принимать непосредственное участие в деятельности государства, как через своих граждан, так и их ассоциированных членов.[5]             

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у  него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяют определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.

  1. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. Каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной семье, клану, нации не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности быть членом политической партии или объединения, участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

2) Гражданское общество  – открытое социальное образование.  В нем обеспечивается свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

3) Гражданское общество – сложноструктурированная  плюралис-тическая система. Любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности, в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4) Гражданское общество  – это саморазвивающаяся и  самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации,  устанавливая между собой разнообразные  отношения, реализуя свои порой  противоположные интересы, тем самым  обеспечивают целенаправленное гармоническое развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренний источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

5) Гражданское общество  – это правовое демократическое  общество, где связующим фактором  выступает признание, обеспечение  и защита естественных и приобретенных  прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.[5]

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит  от разумного и последовательного  разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ.

Одним из действенных  рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина, зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом, обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 
 

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ И ЕГО ОБЪЕКТ

 

2.1 Роли личности в  гражданском обществе

 

Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни. Содержание проблемы взаимосвязи государства и личности с необходимостью предусматривает и анализ понятий «человек», «личность», «гражданин».

Человек – это родовое  понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Человек – единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность, как и человек, является продуктом общества, его исторического развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего определенный социальный тип человека.

Понятие «личность» тесно  связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово  «гражданин» понимается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы [6].

Гражданское общество –  открытое, демократическое, антито-талитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя.

Фундаментальными ценностями общества являются права и свободы  граждан.

Права и свободы человека – это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной и личной. Их характер и объем раскрывает уровень демократизма гражданского общества.

В цивилизованном обществе личность стоит на первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями.

Рассмотрим разные концепции, представленные классиками социологии, — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в  роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов, которые действуют  осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса. В  его понимании субъектами общественного  развития являются социальные образования  нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно  обязательно иметь в виду, что  в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют  в русле объективных законов  развития общества. Они не могут  ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в  этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Информация о работе Гражданское общество: понятие, структура и признаки