Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:44, контрольная работа
В качестве основания для периодизации истории теоретических представлений о гражданском обществе можно рассмотреть идейное господство той или концепции (доктрины). Соответственно выделяется несколько стадий или периодов: а) “естественно-правовой” период; б) период легитимации; в) рационалистический период.
2. Идейно-политические
В качестве идейного основания своих
концепций различные
Исходя из данного ряда дихотомий,
можно выделить четыре основные идейно-политические
доктрины гражданского общества: либерально-
Понятие “гражданское общество”
используется представителями всех
приведенных выше доктрин. Для идеологов
государственно-
Сторонники доктрины “государственного
(авторитарного) капитализма” рассматривают
гражданское общество как сферу
частного бизнеса, семейно-родственных
и иных негосударственных отношений,
образующих в своей совокупности
социально-экономическую базу капиталистического
государства. При таком понимании
оно вытесняется из политической
жизни, деполитизируется и превращается
в придаток могущественного
Для сторонников концепции “
Наконец, теоретики “рыночной
Однако все попытки
Указанные идейные ориентации отчетливо
просматриваются в позициях участников
дискуссии на тему о судьбах гражданского
общества в России. Первая позиция:
Россия должна войти или вернуться
в лоно мировой цивилизации, формируя
внутри себя институты гражданского
общества и демократического государства.
Вторая, полярная позиция: Россия в
силу своей культурной уникальности
и национальной специфичности “обречена”
на собственный путь общественного развития,
для которого неприемлемы атрибуты западной
цивилизации – рынок, демократия, гражданское
общество. Третья позиция: в России уже
существует гражданское общество и его
лишь надо освободить от государственно-
3. Опыт систематизации
Первый предварительный подход
к систематизации точек зрения и
концепций в области
В современной социальной науке
имеется два принципиально
Все научные представления, сложившиеся в рамках рассмотрения гражданского общества как особой сферы социума, можно систематизировать при помощи двух дихотомий: “государственное – негосударственное” и “общественное – частное”. Если расположить их в виде осей координат, то мы получим график с четырьмя смысловыми полями, часть из которых обозначает различные стороны гражданского общества – (1) сферу государственной общественности, представляющей собой официальную, легитимную (законно избранную и признанную) власть; (2) сферу свободной, автономной общественности, олицетворяющей разнообразные, независимые от государства общественные институты и организации (например, экологические движения, молодежные организации и пр.); (3) сферу бюрократической организации государства, выражающей частно-групповые интересы правящей элиты; (4) сферу частной жизни людей, их объединений (например, частные фирмы, клубы и пр.). [c.437]
При конструировании определений гражданского общества в рамках его понимания как сферы социума используется в основном две составляющие – “негосударственная общественность” и “негосударственная частная жизнь”. Гражданское общество рассматривается, с этой точки зрения, либо как вся сфера негосударственной жизни социума, либо как ее частная или, напротив, общественная сфера, обладающая значительной степенью автономии по отношению к государству. Следовательно, выделяется, по крайней мере, три варианта структурного расчленения содержания данного понятия, используемого в его специфическом смысле: (1) гражданское общество как внегосударственная общественная реальность, противостоящая государству; (2) гражданское общество как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной сфер; (3) гражданское общество как общественная (публичная) сфера, опосредующая отношения между частной сферой (поведением конкретных индивидуальностей) и государством.
Наиболее распространенной точкой зрения в рамках указанного выше понимания гражданского общества является отождествление последнего свнегосударственной сферой социума, обладающей особыми [c.438] признаками и характеристиками (демократичностью, открытостью, плюрализмом, свободой выбора, личностной автономией и т.д.). Ее придерживается большинство сторонников такого понимания.
Определение гражданской общества как частной сферы социума, независимой как от государства, так и общественных структур, например, социальных движений и пр., не получило широкого распространения в научной литературе. Считается, например, что гражданское общество существует в рамках частной сферы социума, а государство конституирует его политическую сферу. В содержание понятия “частная сфера” включают все многообразие индивидуальных и групповых интересов, а также соответствующих им способов реализации.
Более распространенной является точка
зрения, согласно которой гражданское
общество рассматривается как общественн
Таким образом, независимо от вариантов определения гражданского общества представители такого понимания приходят к выводу, который в обобщенной форме выразил П. Андерсон. По его мнению, гражданское общество “по-прежнему является необходимым практико-индикативным понятием (выделено автором), обозначающим все те институты и механизмы, которые выпадают за рамки государства в строгом смысле слова... В его задачу входит определение необходимой демократической линии в политико-идеологических суперструктурах капитализма” (6). Это – “практическое поле действия очень автономных, негосударственных институтов” (там же).
Отметим лишь наиболее общие недостатки “сферного” подхода к интерпретации гражданского общества в современной научной литературе. Во-первых, он предполагает неправомерное сужение смысловых границ понятия “гражданское общество”, ограничивая его содержание конкретной областью общественной реальности. По нашему мнению, термин “гражданский”, имеющий множество смысловых оттенков, указывает на [c.439]специфичность всего социума, а, следовательно, характеризует качественное состояние всего общественного целого, а не его какой-либо части или сферы. Это – не особая сфера реальности, а способ взаимодействия (“сцепления”) частей общества.
Во-вторых, совершенно недопустимо ограничивать содержание гражданского общества частной сферой или областью частной жизни людей, противопоставляя ей общественно-государственную жизнь или наоборот. Частное и общественное не антиподы, а два соотносящиеся между собой аспекта одного и того же общества. Они объединяются понятием “социальное”, выражающим целостность общества и взаимосвязь всех его частей и элементов.
В-третьих, нельзя ограничивать круг связей гражданского общества с другими общественными структурами лишь его взаимоотношением с государством. Рассматривать гражданское общество как исключительно внегосударственное образование означает искусственно сужать пространство его жизнедеятельности, лишать его реальных рычагов воздействия на общественные дела, которыми обладает государственная власть. Кроме того, государство – не единственный институт общества, ответственный за регулирование его отношений. [c.440]
3. Особенности
В основе институционального подхода лежит представление о цикличности общественного развития и изначальной дуальности социального мира. С одной стороны, гражданское общество в его конкретно-историческом состоянии выступает результатом процесса системообразования и жизнесозидания, совершаемого эволюционным путем и при активном участии разнообразных субъектов. На всем протяжении его развития оно проходит этапы возникновения, формирования, расцвета и упадка. С другой стороны, гражданское общество является одновременно системой и жизненным миром, целостно-дифференцированной, идеально-реальной, естественно-искусственной, субъективно-объективной и интерсубъективной, субстанциональной и реляционной, деятельностной и структурной, стихийной и сознательной формой организации (и самоорганизации) социальной жизни. [c.440]
Наиболее широкое основание, определяющее двуединство сторон этого общества, задается дихотомией “системный мир – жизненный мир”.
Между системным и жизненным мирами социальной реальности существует множество связей и противоречий, определяющих степень и характер их взаимопроникновения. И тот, и другой мир стремится изначально расширить сферу своего влияния, что ведет зачастую к нарушению социальной стабильности и различным аномалиям, например, – чрезмерной бюрократизации жизненного мира или (как в случае с мафией) подчинению таких систем как государство, интересам криминальных структур.
Гражданское общество возникает из потребности в динамическом равновесии между системным и жизненным мирами. С самого начала оно выступает как связующее звено между ними. Оно является той “третьей” силой, которая служит сдерживающим фактором на пути экспансионистских или тоталитаристских устремлений и тенденций системного мира (в т.ч. усиления бюрократических начал в государстве как основном звене политической системы), с одной стороны, и экстремистских ориентаций (своеволия, анархии, насилия и произвола), порождаемых неконтролируемыми и необузданными интересами жизненного мира, с другой стороны. Поэтому гражданское общество – это исторически сложившаяся форма сбалансированного и динамического взаимодействия между системной и жизненной сферами современного социетального сообщества, а также способ автономного и одновременного существования (и сосуществования) различных субъектов в обоих мирах с учетом единства их частных и общественных интересов.
С данным пониманием гражданского общества мы связываем свое представление об объекте и предмете теории современности. Если объектом такой теории выступает все современное общество, социум во всем его многообразии, то в качестве ее предметной области мы рассматриваемзакономерности и механизмы институционализации гражданского общества.