Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство РФ;
– проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.
Введение
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие, становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
1.2 Конституционные принципы российского гражданства
1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Глава II. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.2 Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.3 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Заключение
Библиографический список
Определение в Законе Российской Федерации гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой концепции взаимоотношения личности и государства.
В дальнейшем многие аспекты гражданства получали разработку в трудах отечественных государствоведов.
Ряд авторов, исследующих вопросы гражданства, привносят в его понятие новые моменты. Так. Б.С. Эбзеев говорит о гражданстве как о социальной, нравственной, психологической и политико-юридической общности личности и государства, выражающейся в обладании личностью гарантированными нравами и свободами, а также защитой государства своих граждан за границей12.
И в современной юридической науке гражданство характеризуется как правовая связь лица и государства. Такое определение гражданства воспроизводится и в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г.13
Закон дает следующее определение: устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных нрав и обязанностей.
Демократизм принципов института гражданства в Российской Федерации закладывает и развивает традиции правового государства и гражданского общества. Среди них: право каждого на гражданство, запрет на лишение гражданства, недопустимость выдачи граждан Российской Федерации за пределы государства, равенство гражданства, единство гражданства, допущение двойного гражданства, сохранение гражданства Российской Федерации за лицами проживающими за границей, зашита государством граждан Российской Федерации за границей, сохранение гражданства при расторжении браков, сокращение безгражданства. Важно отметить, что эти принципы соответствуют нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Среди норм, регулирующие гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации (ст. 89). Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятом Госдумой 19.04.2002г. и вступившим в силу с 01.07.02г. До этого времени в России действовал Закон 1991г. (с изменениями и дополнениями), который не в полной мере соответствовал Конституции РФ.
Кроме того, в 1997г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием к разработке нового закона.
Однако некоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а» - «в» ст. 18; ч. 3. ст. 19, ст. 20 и 41). Эти нормы регулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ по сравнению с нынешним законом.
Закон о гражданстве 2002г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
Кроме названного Закона нормы о гражданстве содержатся также в других федеральных законах, принятых в 1993—2002 гг. либо принятых в этот период в новой редакции с учетом постановлений Конституционного Суда РФ14. Также в РФ действуют различные подзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.
Мировой опыт по вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных РФ и обязательных для нее: Всеобщая декларация нрав человека 1948г., в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.; Европейская конвенция о гражданстве 1997г. и др.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002г.
Отношения, связанные с гражданством республик РФ, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство РФ. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Статья 6 Конституции РФ регулирует основы гражданства в нашей стране. Данная статья закрепляет порядок приобретения и прекращения гражданства на основании федерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет огромное значение, т.к. лицо наделяется всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и несет равные обязанности. Одной из важнейших гарантий гражданства является закрепление в Конституции положения о запрещении лишения гражданства или права изменить гражданство. Граждане РФ по сравнению с лицами, которые законно находятся на нашей территории, но не являются гражданами России, имеют права и несут обязанности, присущие только гражданам государства, например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое Отечество15.
Принципы гражданства:
- Всеобщее право на гражданство РФ. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Это означает, что человеку не может быть отказано в праве быть гражданином РФ и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также в полной мере использовать закрепленные права и свободы16.
- Единое гражданство РФ (ч.1ст.6 К.) Граждане России постоянно проживающие на территории республики в составе России являются одновременно гражданами этой республики.
- Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) Это означает: 1) граждане пользуются равными правами независимо от того имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям.2) граждане РФ не могут быть разделены на какие-либо группы порождающие различные права и обязанности.
- Недопустимость лишения гражданства РФ или права изменить его (ч.3 ст.6 К.) Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, предусматривающем в качестве условия согласие.
- Недопустимость высылки гражданина РФ за пределы России или выдачи другому государству (ч.1 ст. 61 К.).
- Защита и покровительство граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.) Осуществляют дипломатические представительства и их должностные лица обязаны: 1) содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна возможность в полном объеме, пользоваться всеми правами установленными законодательством государства их пребывания. 2) защищать их права и охраняемые законом интересы. 3) При необходимость принимать меры для восстановления нарушенных прав Российских граждан.
- Признание за гражданином РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) двойное гражданство допускается если такую возможность предусматривает федеральный закон. Гражданин России имеющий также иное гражданство рассматривается Россией только как гражданин РФ за исключение случаев предусмотренных международным договором. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Для того чтобы получить статус бипатрида необходимо иметь договор России с другим государством.
- Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака17.
- Сохранение гражданства за гражданами России проживающими за границей
- Приоритет норм международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством
Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Приобретение гражданства РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также целым рядом подзаконных нормативных актов
Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.
Массовой характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.
19 февраля 1993г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах»18 и «О вынужденных переселенцах»19. Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:
1) не является гражданином Российской Федерации;
2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства);
3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец, — как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.
Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.
Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом — в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе — при отсутствии поста иммиграционного контроля — в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуей беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.
Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.
Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.
Установлены льготные условия для приобретения беженцами российского гражданства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.