Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 07:10, реферат
Теория государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика – это искусство управлять государством и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент.
Введение
1. Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая теория
1.2 Патриархальная теория
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
2. Историческая школа права
2.1 Психологическая теория
3. Материалистические теории происхождения государства и права
3.1 Органическая теория
3.2 Теория насилия
3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
3.5 Ирригационная теория
Заключение
Библиографический список
В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы - суть коллективных представлений людей о должном. Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола".
3. Материалистические теории
происхождения государства и права
Другое направление теоретического обоснования происхождения государства и права связано материалистическими представлениями о развитии природы и общества.
Исторический материализм и идеализм возникли вместе с философией как "две её стороны", два противостоящих течения. Материализм в объяснениях мироздания исходит из первичности материи (реальности вне сознания и независимой от мышления) и вторичности идеи. Идеализм, наоборот, - из первичности идеи, отражением которой являются вещи реального мира. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду). Мощное качественное развитие естественных наук в XVIII и XIX веках, позволили создать единую философию материализма – диалектического и исторического.
3.1 Органическая теория
Все теории,
объясняющие происхождение
попытки
механического перенесения
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в.в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.
Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников позитивизма английский философ и социолог Г. Спенсер, а также Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.
3.2 Теория насилия
В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также "ревизионист марксизма" и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 - 1938) и другие.
Зачатки этой теории можно обнаружить в сочинениях древнегреческих софистов (V-IV в.в. до н.э.). Подтверждением этого служили завоевательные войны Древней Спарты и в последствии и Древнего Рима.
Л. Гумплович, внесший заметный вклад в окончательное формирование основных положений теории насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих воззрениях опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. При этом биологический подход к социальной эволюции сочетался у Гумпловича с психологизацией общественной жизни. В своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве" Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи насилия, а как-нибудь иначе".
Теория насилия в конечном итоге сводилась к двум практическим выводам:
1) "Классический
вариант" (Л. Гумплович). Исходя
из примеров образования ряда
государств Европы (раннегерманские,
венгерские и др.) и Азии, следует
считать, что государство
2) По
К. Каутскому, - поскольку в буржуазном
обществе рабочий добровольно заключает
договор с капиталистом-предпринимателем,
буржуазное государство не принуждает
рабочих и трудящихся в целом продавать
свою рабочую силу, поэтому такое государство
является демократическим, свободным
и выражает волю всего народа. Революция,
полагает Каутский, закономерна в борьбе
против феодального государства, но она
не нужна при наличии буржуазного государства.
Анализируя теорию насилия с указанных
позиций, известный немецкий государствовед
и правовед Г.Еллинек (1851-1911) не без основания
утверждал, что она имеет своей целью и
предназначается не
для объяснения причин и условий возникновения
государства и права в прошлом, а для их
обоснования в настоящем. Не случайно,
что теория насилия была воспринята нацистской
Германией в качестве официальной государственно-правовой
идеологии.
Характеризуя
захватнические войны в историческом
плане, следует иметь в виду, что
они становятся возможными лишь после
того, как
общество экономически оказывается в состоянии обеспечить
содержание государственного аппарата
и, прежде всего армии.
3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени развития...".
Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.
Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:
1) Государство и право - всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе.
2) Они
возникают с делением общества
на классы как объективно
Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают. Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
Именно
историко-материалистическая теория происхождения
государства и права имеет
под собой строго научные основы.
Со второй половины 80-х и в 90-е
гг. в отечественной науке
Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
3.5 Ирригационная теория
Ирригационную
теорию (или концепцию о "гидравлическом'
происхождении и развитии государственности
в некоторых странах Древнего Востока)
связывают с именем современного немецкого
ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный
деспотизм" возникновение государства
в ряде стран Древнего Востока связывается
с необходимостью строительства гигантских
ирригационных сооружений в восточных
аграрных областях. Согласно этой концепции,
необходимость и приводит к образованию
"менеджериально-
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жёстко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы катализировали весь этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, «государевых» людей, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путём эксплуатации остальных граждан.
В целом
же нельзя не согласиться с исторической
достоверностью наблюдений о том, что
в реальной жизни со времен возникновения
государства нет ни «чисто классовых»,
ни «чисто общечеловеческих»
Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.
Заключение
Согласно цели данной работы, - были приведены мнения авторов и наиболее заметных сторонников, по основным теориям происхождения государства и права. Отражены ключевые идеи создателей теоретических учений, а также, характеризующие их, положения научных работ и наиболее яркие высказывания, отражающие сущность отстаиваемых теорий. Полагаю, удалось достичь или, по крайней мере, приблизиться к истинному пониманию смысла (значит и к самой истине) научных доктрин. А также донести прикладной характер подобных исследований, и сохранить научное, но в тоже время простое изложение материала, способствующее усвоению отличий и общностей теорий, взглядов, позиций разных мыслителей.
Существуют и другие, менее очевидные теории, не затронутые этим исследованием. Но, соблюдая заданную тематику работы, в рамках столь скромного и «узкого» исследования сложно быть оригинальным и привносить какие-либо новации, в учения, известные не одно десятилетие или столетия, - в теории, по которым высказывались многие поколения великих мыслителей. Поэтому процесс нововведений в теории происхождения государства и права заслуживает отдельной работы. А познание и понимание основных теорий считаю оконченным.
Запостил: Аноним
Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства и права