Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 08:28, курсовая работа
Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
Введение…………..…………………………………………………...……….2
1. Понятие типологии государства……………………………...……..4
2. Методы типологии государств………………………………...…….7
2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода……………………………………………………………………………..7
2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода……………………………………………………………………...…12
2.3. Другие критерии для выделения типов государств………...17
3. Характеристика основных типов государства…………………….20
3.1 Характеристика основных типов государства с точки зрения формационного подхода……………………………………………………...20
3.2 Характеристика основных типов государства с точки зрения цивилизационного подхода…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….....28
Список литературы……………………………………………………………30
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство - более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.
Место государства во вторичной цивилизации.
Вторичные цивилизации - это западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.
Заключение.
Изучение проблемы типологизации государств мною было осуществлено согласно двум подходам - формационному и цивилизационному.
Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.
Первый исторический тип государства - рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства - феодальное. Третий - буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип - социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса - переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» - коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.
Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства - информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.
В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, я бы отнес его к буржуазному типу - по теории К. Маркса.
Список литературы.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.627.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.628.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.631.
4 Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С.47.
5 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17.
6 Основы теории государства и права, М., 1982. С.23
7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.627.
9 "Общая теория права и государства" / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.137.
11 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286.
12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
13 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
14 Венгеров А.В. - Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
15 Вехорев Ю.А. - Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999
Информация о работе Характеристика основных типов государства