Характеристика субъективной
стороны МПР, ее составные части и формирование.
Механизм
правового регулирования - это система
юридических средств, организованных
наиболее последовательным образом в
целях преодоления препятствий, стоящих
на пути удовлетворения интересов субъектов
права. Этот механизм позволяет:
обеспечить комплексное воздействие
различных средств на общественные отношения,
поведение людей;
показать динамику права, механизм
его реального функционирования;
выявить специфические функции
и регулятивные возможности каждого из
явлений правовой действительности, его
связи с иными правовыми явлениями и процессами.
Цель механизма правового регулирования
— обеспечить беспрепятственное движение
интересов субъектов к ценностям (содержательный
признак). Механизм правового регулирования
— система различных по своей природе
и функциям юридических средств, позволяющих
достигать его цели (формальный признак).
Потребность в различных юридических
средствах, действующих в механизме правового
регулирования, определяется разным характером
движения интересов субъектов к ценностям,
наличием многочисленных препятствий,
стоящих на этом пути.
Элементами механизма правового регулирования
являются отправные, реально функционирующие
фрагменты правовой системы, отражающие
основные этапы воздействия права на общественные
отношения. Различают: этап регламентации
отношений; этап возникновения индивидуальных
прав и обязанностей; этап реализации
прав и обязанностей. На каждом из этапов
в качестве системообразующих центров,
определяющих основное содержание этапа,
выделяются основные элементы механизма
правового регулирования. Вокруг них в
качестве своеобразных подсистем группируются
все иные юридические явления и процессы,
образующие вспомогательные элементы
механизма правового регулирования (правосознание,
правовая культура, юридическая техника
и др.). Механизм правового регулирования
как система в общем случае имеет следующие
элементы:
норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;
юридический
факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;
возникшее с появлением юридического
факта (фактического состава) правоотношение;
охранительный правоприменительный
акт (факультативный элемент).
В механизме правового регулирования
все эти элементы соединяются, и механизм
приводится в движение. С точки зрения
функционирования правового регулирования
(юридический механизм действия права)
- это процесс, имеющий определенные стадии,
а с точки зрения структуры - это элементарный
состав каждого из его аспектов.
Первая стадия механизма правового
регулирования (МПР) как процесса состоит
в общем воздействии права на общество
и складывающиеся в нем общественные отношения.
Происходит формулирование правил поведения,
направленных на удовлетворение интересов
определенной группы субъектов права.
Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование
возможных препятствий на пути реализации
и предусматриваются варианты применения
правовых средств их преодоления. На данном
этапе речь идет о качественном подходе
к формированию нормы права.
Вторая стадия. Определяются
специальные условия, при наступлении
которых общие правила поведения могут
быть детализированы применительно к
определенному виду субъекта (субъектов)
права. На данном этапе речь идет о юридическом
факте, выступающем в качестве основания
для возникновения, изменения или прекращения
возможной юридической связи между субъектами
права.
Третья стадия устанавливает
характер конкретной юридической связи
между субъектами права посредством определения
взаимных прав и обязанностей по отношению
друг к другу и к третьим лицам. На данном
этапе на основе норм права и конкретных
юридических фактов осуществляется процесс
возникновения правоотношений определенного
вида.
Четвертая стадия. Реализация
в действиях субъектов права их субъективных
прав и юридических обязанностей, направленных
на удовлетворение их целей посредством
соблюдения, исполнения или использования
предоставленных правовыми предписаниями
возможностей. Это находит свое отражение
в актах реализации прав и обязанностей.
Пятая стадия. Если форме реализации
права препятствуют негативные явления,
вызванные противоправными действиями
и поставленные цели не могут быть достигнуты,
то в процесс механизма правового регулирования
включается определенный законом круг
лиц или государственных органов власти,
наделенных полномочиями по правоприменительной
деятельности. Возникновение этой стадии
носит факультативный (необязательный)
характер и возможно только при необходимости
восстановления правомерного поведения
субъектов права в рамках устанавливаемого
государством юридически значимого поведения.
Свое выражение оно находит в форме принятия
правоприменительного акта, носящего
охранительный характер.
Можно выделить также и другую
факультативную стадию, предшествующую
иногда возникновению правоотношений
- это стадия формирования и возникновения
права.
Таким образом, указанным стадиям
соответствуют следующие элементы юридического
аспекта правового регулирования, составляющие
структуру механизма правового регулирования:
юридические факты, в том числе
и акты (факультативный элемент) правоотношения;
правоотношение;
акты реализации прав и обязанностей;
правоприменительный акт, носящий
охранительный характер.
Некоторые авторы в механизм
правового регулирования включают правомерное
поведение, правосознание и правовую культуру,
способствующих эффективному функционированию
всего механизма правового регулирования.
Таким образом, механизм правового
регулирования рассматривается как взятая
в единстве система юридических средств,
при помощи которых осуществляется результативное
правовое воздействие на общественные
отношения, поведение людей. Понятие механизма
правового регулирования призвано, образно
говоря, отразить анатомию правовой действительности
с ее динамической стороны. Оно позволяет:
собрать вместе явления правовой
действительности - нормы, правоотношения,
юридические акты и обрисовать их как
целостность;
представить их в работающем
виде, что характеризует результативность
правового регулирования, его способность
гарантировать с правовой стороны достижение
поставленных законодателем целей;
выявить специфические функции,
которые выполняют те или иные юридические
явления в правовой системе, показать
их связь между собой и взаимодействие.
Аспекты механизма
правового регулирования
Элементами социального аспекта
являются различные экономические и социально-политические
факторы, обусловливающие реализацию
правовых норм, в частности, состояние
судебной, административной и общеуправленческой
практики, государственной дисциплины.
Он включает в себя прежде всего следующие
вопросы: доведение правовых норм и предписаний
до всеобщего сведения; направление поведения
субъектов путем постановки в правовых
актах социально-полезной цели; формирование
правом социально-полезных образцов поведения;
социально-правовой контроль.
Инструментальная, специально-юридическая
характеристика механизма правового регулирования
является наиболее значимой, так как в
этом случае в единстве рассматривается
вся система правовых средств, призванных
обеспечить результативное правовое воздействие
на общественные отношения.
Психологический аспект механизма
правового регулирования характеризует
происходящее в результате правового
регулирования формирование и действие
мотивов поведения людей - участников
общественных отношений. Прежде всего
здесь речь идет о побудительных мотивах
поведения. Этот аспект состоит из таких
элементов, как правосознание населения
и профессиональное сознание юристов
и всех вообще правоприменителей. Он включает
в себя личностные характеристики граждан,
предполагающие устойчивое положительное
отношение к праву и закону, неподкупность,
обострение чувства справедливости, гражданское,
а нередко и личное мужество.
Запреты в психологическом
аспекте способствуют достижению при
помощи юридических средств формирования
содержательных мотивов поведения участников
общественных отношений и обеспечение
их действия.
Юридическое регулирование,
осуществляемое при помощи дозволений,
призвано дать простор, стимулировать
экономические и иные социальные процессы
(претворение в жизнь принципа "разрешено
все, что не запрещено"); свобода выбора
занятием различными видами коммерческой
деятельности (кроме производства оружия,
лекарств, алкоголя...).
Кибернетический аспект включает
в себя воздействие различных управленческих
факторов, в том числе функций, структуры,
организации функционирования, работы
с кадрами государственных и иных структур,
обеспечивающих правореализацию.
В своем единстве эти аспекты
образуют комплексный механизм, который
определяет эффективность действия права.