Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 13:01, реферат
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении.
Введение
1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года
1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.
1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ
2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе
2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ
2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Предпосылки и особенности принятия
конституции Российской Федерации 1993
года
1.1. Исторические условия принятия конституции
Российской Федерации 1993г.
1.2. Структура и основное содержание Конституции
РФ
2. Характерные особенности Конституции
Российской Федерации 1993 года и ее развитие
на современном этапе
2.1. Общие черты, свойства Конституции
РФ
2.2. Изменение и пересмотр Конституции
РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо
называют главным, основным законом
государства. Если представить себе
многочисленные правовые акты, действующие
в стране в виде определенного
организованного и
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:
Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия
Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.
В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.
1. Предпосылки и особенности
1.1. Исторические условия принятия
конституции Российской
Необходимость принятия новой Конституции
была осознана всеми
политическими силами еще в ходе принятия
Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.
На 1 Съезде народных депутатов была
образована Конституционная комиссия,
председателем которой стал Б.Н.
Ельцин. В состав комиссии вошли
представители всех республик, краев,
областей, национальных автономий
(102 человека). Поначалу работа комиссии
проходила довольно быстро и уже
через четыре месяца проект новой Конституции
был не только подготовлен,
но и опубликован для всеобщего обсуждения.
Пробудившиеся общественные
круги стали выдвигать один за другим
альтернативные проекты и различные
поправки к тексту. Проект Конституционной
комиссии рассматривался на
пятом Съезде народных депутатов, затем
снова дорабатывался и снова был
опубликован в печати. Шестой Съезд народных
депутатов одобрил общую
концепцию конституционной реформы. Верховному
Совету и Конституционной
комиссии было поручено после доработки
внести проект на рассмотрение
очередного Съезда народных депутатов.
Однако два последующих Съезда
оказались не в состоянии принять
Конституцию вследствие острых противоречий
между законодательной и
исполнительной ветвями власти. Седьмой
съезд постановил вынести основные
положения проекта новой Конституции
на всероссийский референдум, но
восьмой Съезд отменил это решение.
Возникшие разногласия практически
не затрагивали положений о правах
и
свободах человека и гражданина, но приобрели
острый характер по ключевым
вопросам разделения полномочий двух
властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда и Верховного Совета,
осознав свои политические
интересы, твердо заняло позицию недопущения
сильной исполнительной
власти. Обстановку развившегося глубокого
экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее
противодействуя реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить
контроль законодательной
власти за всеми действия ми Президента.
Со своей стороны Президент все
решительнее ставил вопросы о необходимости
укрепления исполнительной
власти, подчас даже требуя пересмотра
некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии
постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный
Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно исправлял
многие пороки старой Конституции,
содержал демократические положения о
правах и свободах человека и
гражданина. Однако в вопросах организации
государственной власти
доминировали прежние подходы. Принцип
разделения властей трактовался в
сторону уменьшения полномочий Президента,
и сохранялась все та же
советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям
идею парламентаризма, но,
игнорируя отсутствие для него условий
в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую роль
парламента в системе высших
органов государственной власти. Явно
в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными
полномочиями», а также
правом принимать решения по основным
направлениям внутренней и внешней
политики России. Верховный Совет приобрел
право не только принимать
федеральный бюджет, но и контролировать
его исполнение. Среди членов
Правительства, которые могли назначаться
только президентом
исключительно с согласия Верховного
Совета, были не только Председатель
и его заместители, но также министры экономики,
финансов, внутренних
дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль
Верховного Совета, обязывая его
представлять Верховному Совету ежегодные
доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении
федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство
также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету.
Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права Президента
и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под
отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на
основе своего проекта,
оппозиционное большинство Верховного
Совета назначило для этого дату
созыва Съезда народных депутатов и начало
подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался
вопрос об отрешении
Президента от власти, что планировалось
осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту
и очевидный поворот к отказу
от проведения демократических реформ.
Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного
25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие,
поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669
«О мерах по завершению
подготовки новой Конституции Российской
Федерации», согласно которому
для завершения подготовки проекта Конституции
5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание. Неделей позже
(Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного
совещания. Оно включало
представителей федеральных органов государственной
власти Российской
Федерации; органов государственной власти
республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления;
политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных
организаций, массовых
движений и религиозных концессий, товаропроизводителей
и
предпринимателей.
Предусматривалось, что в состав Конституционного
совещания также должны войти народные
депутаты РФ члены Конституционной комиссии
Съезда
народных депутатов, Президента и Правительства,
Конституционного Суда,
Высшего арбитражного суда, Генеральной
прокуратуры РФ.
Таким образом, Конституционное совещание
было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство
всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким
фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов Конституционной
комиссии, народных депутатов, а
также политических партий участия в его
работе не приняли. 24 июня 1993
г. Верховный Совет отказался сотрудничать
с Конституционным совещанием
под предлогом причастность к делам о
коррупции некоторых его
координаторов и участников.
Президент внес на обсуждение Совещания
свой проект Конституции, но
призвал участников к выработке компромиссного
текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной комиссии.
Многие положения
президентского проекта были подвергнуты
критике участниками
Конституционного совещания. Например:
за то, что проект не содержал
характеристики Российского государства
как социального. В нем не был
выдержан принцип равноправия субъектов
Российской Федерации – в Совете
Федерации 50 % всех мест предполагалось
предоставить республикам и
национальным образованиям. Президент
по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску Государственной
Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма
власти этот проект в целом выдерживал
принцип разделения властей и устанавливал
определенный баланс
законодательной и исполнительной ветвей
власти в рамках республики
президентского типа. В нем содержался
ясный отказ от бесплодного
советского парламентаризма в пользу
сильной исполнительной власти.
Именно поэтому созванное Верховным Советом
в конце мая – начале июня
совещание двух тысяч депутатов Советов
всех уровней полностью отвергло
президентский проект, а 4 июля, за день
до созыва Конституционного
совещания, Верховный Совет предложил
свой порядок согласования и
принятия проекта Конституции, который
снова ставил в центр всей работы
Конституционную комиссию.
Конституционное совещание работало
больше месяца. В его адрес поступило
более 50 тысяч замечаний и предложений.
В результате их обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех
десятков принципиально новых норм –
фактически все статьи были изменены.
В разработанной Совещанием проект вошли
многие статьи из проекта
Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года
проект был Совещанием одобрен.
1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.