Идея национальной независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:09, реферат

Описание работы

самой важной страницей в истории Узбекистана стала провозглашение ее независимости. 31 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета республики была провозглашена государственная независимость Узбекистана. 2 марта 1992 года Узбекистан вступил полноправным членом в Организацию Объединенных Наций и включился в Хельсинский процесс, подписав заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству. Сегодня независимая республика Узбекистан является также членом авторитетных международных организаций. Интерес к развитию партнерских отношений с Узбекистаном заключается не только в большом потенциале его природных богатств, но и в результативности экономической политики максимального содействия развитию интеграционных связей, как в экономике, так и во всех остальных сферах.

Содержание работы

1. Введение.
2. Сущность идеи национальной независимости.
3. Историческое значение достижения Узбекистаном государственной независимости.
• Начало изменений в социально-политической жизни республики - события августа 1991 года. Распад СССР.
• Провозглашение государственной независимости республики Узбекистан.
• Принятие Конституции Республики Узбекистан и утверждение государственных символов.
4. Положение женщин в независимом и современном Узбекистане.
5. Экономическое, духовное и культурное развитие Узбекистана за годы независимости.
• Экономические реформы "Узбекская модель" перехода на рыночные отношения.
• Духовная жизнь Узбекистана. Возрождение морально — нравственных и культурных ценностей.
• Обновление системы народного образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров в Республике Узбекистане.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Достижение Узбекистаном национальной независимости.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Введение.

  1. Сущность идеи национальной независимости.
  2. Историческое значение достижения Узбекистаном государственной независимости.
  • Начало изменений в социально-политической жизни республики - события августа 1991 года. Распад СССР.
  • Провозглашение государственной независимости республики Узбекистан.
  • Принятие Конституции Республики Узбекистан и утверждение государственных символов.
  1. Положение женщин в независимом и современном Узбекистане.
  1. Экономическое, духовное и культурное развитие Узбекистана за годы независимости.
    • Экономические реформы "Узбекская модель" перехода на рыночные отношения.
    • Духовная жизнь Узбекистана. Возрождение морально — нравственных и культурных ценностей.
    • Обновление системы народного образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров в Республике Узбекистане.

 

  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Узбекистан имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубь тысячелетий. Это, как свидетельствуют археологи, - одно из древнейших мест обитания человека. Только за последние полвека ученые обнаружили здесь несколько стоянок людей каменного века. Из них особенно известны Тешикташ и Аманкутан.

Но все же, самой важной страницей в истории Узбекистана стала провозглашение ее независимости. 31 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета республики была провозглашена государственная независимость Узбекистана. 2 марта 1992 года Узбекистан вступил полноправным членом в Организацию Объединенных Наций и включился в Хельсинский процесс, подписав заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству. Сегодня независимая республика Узбекистан является также членом авторитетных международных организаций. Интерес к развитию партнерских отношений с Узбекистаном заключается не только в большом потенциале его природных богатств, но и в результативности экономической политики максимального содействия развитию интеграционных связей, как в экономике, так и во всех остальных сферах.

 

 

 

Сущность идеи национальной независимости

 

Суть национальной идеи и идеологии независимости глубоко раскрыта Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым во многих выступлениях, в докладах на сессиях Олий Мажлиса, где он подчеркивал их особую важность в современных условиях.

В ходе разъяснения  этих положений в учебном процессе обнаружилось, что некоторые студенты смутно представляют подлинную сущность этих вопросов. Часть молодежи слово "национальное" понимает в чисто этническом плане, что является односторонним представлением существа термина.

Речь идет о  достоянии не одного этноса, а многих народов. В этих контекстах смысловая нагрузка падает не на обособленность, а, наоборот, на общенародное, общегосударственное достояние.

В Национальной энциклопедии Узбекистана, первый том  которой увидел свет в конце 2000 года, излагаются в сжатом виде сведения о важнейших достижениях человеческой цивилизации, а не только нашей страны. В    словах    "национальный    доход" подразумевается   доход   общегосударственного   масштаба.

Вместе с  тем, слово "национальный" имеет  и этническое значение. Ведь оно — производное от латинского "нация" (народ). слово "национальное" имеет четыре смысловых оттенка:

1)   Относящийся к общественно-политической жизни наций, связанных с их интересами;

2) Принадлежащий,  свойственный данной нации, выражающий ее характер (национальные обычаи, традиции, национальный костюм);

3)    Государственный.    Например, национальный флаг Германии(а не просто немцев), или Узбекистана (не просто узбеков);

4) Принадлежащий  отдельной, малой или меньшей  национальности (скажем, национальный округ, район).

Ещё один аспект указанного слова. Общечеловеческое не может возникнуть вдруг и неожиданно. Оно зарождается в лоне национального,   формируется   в   его   недрах,   проходит "апробацию" в сравнении с достижениями и ценностями других народов. В результате всего этого складываются те общие черты и признаки в образе жизни наций и народностей, которые определяют понятие "общечеловеческое".

В Узбекистане  проживают 25 млн. человек. Это — люди разных социальных групп, представляющих свыше ста национальностей. Они принадлежат почти к двум десяткам концессий. Это — люди с различными взглядами и жизненным кредо- Такая социальная, национальная и религиозная пестрота в составе населения требует вдумчивого, серьезного подхода. Перед руководством обретшей независимость республики встаёт вопрос — как объединить этих людей под общим лозунгом так, чтобы они оставаясь представителями разных национальностей и народностей,   со   своими   особенностями,   привычками, воззрениями осознали, что Родина, Узбекистан, у них одна. Таким      уникальным      инструментом      объединения многонационального народа Узбекистана с многоукладной экономикой может быть национальная идеология.

Национальная  идея - это идея, призывающая людей  страны к достижению общей цели. Суть её сформулирована так:

"Наша высшая  цель — независимость и процветание  Родины, свобода и благополучие  народа". В этом значении она  аккумулирует в себе интересы  всех граждан республики.

Национальная  идеология — это духовно—нравственный фундамент, на котором объединяются все здоровые силы общества во имя достижения общего прогресса, следовательно, и национальная идея, и идеология ориентируют людей на совместные действия всех граждан во имя социально-экономического развития, обеспечения всем достойной жизни. В то же время такое стремление гармонично связывается с  достижением политической стабильности и межнационального согласия в Узбекистане. В нем, в частности, указывается, что национальная идея призвана органически связывать наше прошлое и будущее, и вместе с тем открывать   нам   широкую   возможность     овладением достижениями мировой культуры.

"Самый важный  источник в формировании национальной  идеологии, — указывает И.А.Каримов,  — это объективно освещенная  история". Следовательно, не зная историю, невозможно понять философские корни идеологии. В изучении исторического   наследия,   духовной   культуры   народов Узбекистана, в разъяснении сути национальной идеологии независимости, в превращении её в убеждения молодежи большую роль играют социально—гуманитарные науки.

Поэтому не случайно, что в учебных заведениях введена  новая учебная дисциплина — "Идея национальной независимости: основные понятия и принципы". А в  передачах по телевидению и радио, в печати появляются новые и новые  материалы с разъяснениями отдельных положений данного курса.

Узбекистан  — многонациональная страна. Сегодня  здесь вместе с узбеками проживают  около семи миллионов представителей других национальностей. В их числе  свыше 1,2 миллиона русских, более миллиона таджиков, почти столько же казахов, - около 480 тысяч каракалпаков, примерно 470 тысяч татар. Здесь также проживают немало киргизов, туркмен, yйгур, корейцев,   украинцев,   армян,   азербайджанцев,   башкир, белорусов, немцев, турков и др. Заметим, что около четырех миллионов узбекистанцев между собой общаются через русский язык. Сегодня это — реальность нашей общественной жизни.

Таким   образом,   здесь   формируется   сообщество, объединяющее представителей различных наций и концессий. Оно называется "народ Узбекистана". Жизненность и прочность такого сообщества зависит от мудрости каждого из нас. Понятие "народ Узбекистана" — это, скорее всего не этническое, а духовно - нравственное   братство,   выпестованное  судьбой, окружающей атмосферой. По всей вероятности это — совокупность всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, сплоченных единой созидательной идеей, для которых Узбекистан является Родиной, интересы которой они готовы защищать.

Итак,  национальная  идея,  идеология  независимости отвечают интересам всех жителей Узбекистана, И, как нам кажется, они реальны, оптимальны и справедливы в условиях многонациональной республики.

 

 

 

 

 

Достижение Узбекистаном государственной  независимости и его историческое значение.

 

Начало  изменений в социально-политической жизни республики - события августа 1991 года. Распад СССР.

 

Кризис тоталитарной системы к концу 80х годов привел к ситуации,    когда    административно — командная    система практически перестала функционировать с точки зрения достижения целей, которые ставила перед собой. Узбекистан из-за тоталитарной политики центра при огромных природных богатствах,   трудовых   ресурсах   оказался   обречен   на деформированное, однобокое развитие народного хозяйства. К концу 80х годов промышленный потенциал республики выражался в наличии около 1500 предприятий, более 100 отраслей; Узбекистан производил 1/4 часть золота, 2/3 хлопка, 1/3 каракуля, 60% шелка в СССР и вместе с тем — гипертрофированно—сырьевой характер развития экономики — 80% сырья вывозилось за пределы республики без переработки. Незавершенность технологической цепи в промышленном производстве привело к более низкому, чем в других республиках уровню национального дохода и уровню жизни населения. По существу проводилась "высокомерная политика, которая беспощадно ломала традиции, привычки, религию, весь образ жизни местных народов, произвольно устанавливала границы, закладывая тем самым мины замедленного действия для, будущих территориальных конфликтов".

23 июня 1989 года  первым секретарем Узбекистана был избран Ислам Абдуганиевич Каримов.

 Каримов  встал во главе республики  в трудные времена, когда на  Узбекистан был навешан ярлык  "коррумпированной республики", когда до предела обострилась социально-политическая обстановка. И в этой ситуации  новое  руководство  республики  во  главе с И.А.Каримовым заняло принципиальную позицию, решительно заступившись за свой народ, отвергло все криминальные мифы. Все арестованные по так называемому "хлопковому делу" были реабилитированы.

Годы перестройки заложили тенденции - перемен в политической и духовной сферах, способствовали росту национального самосознания. Обвинение всего узбекского' народа в преступлениях не могло не задеть национальной гордости.

В   этот   период   начинается   процесс   зарождения общественных  движений   и  партий.   Предпосылки  для возникновения разных политических течений назревали давно. В обществе к концу 80х годов   ощущалась потребность в идеологии, на которую могло бы опереться негативное отношение к центральной власти и ее официальной идеологии.

1989 год —  образовано народное движение "Бирлик" ("Единство"), объединение "Интерсоюз" (Интернациональный союз народов  Узбекистана), народное движение "Эрк" ("Воля"), а с лета 1990 г. — демократическая партия "Эрк", Союз свободной молодежи, "Тумарис".

21 октября 1989 года был принят закон "О государственном языке Республики Узбекистан", придавший узбекскому языку статус государственного.

Определенное  влияние на политическую жизнь республики оказали проведенные в феврале—марте 1990 года выборы в Верховный Совет Узбекистана на альтернативной основе.

В марте 1990 года 1 сессия Верховного Совета 12 созыва приняла  решение об учреждении в Узбекистане  института президентства, тем самым, заявив, что республика хочет жить самостоятельно без указаний из центра. Учреждение поста Президента    диктовалось     необходимостью    усиления исполнительной власти, способной оперативно и эффективно обеспечивать осуществление экономических и политических реформ, мер по социальной и государственно—правовой защите граждан республики.

24 марта 1990 года  сессией Верховного Совета первым  Президентом Узбекистана был  избран И.А.Каримов. 

20 июня  1990 года была принята "Декларация о суверенитете" Узбекистана. Руководство республики взяло курс на   экономическую   самостоятельность   и   национальную независимость — как единственного пути решения назревших социально—экономических и политических проблем.

Был принят ряд  постановлений, отражающих курс республики на самостоятельно экономическое и  политическое развитие. Например, Постановление Президиума Верховного Совета "О предприятиях, государственных объединениях и организациях союзного подчинения,    расположенных на территории Узбекистана".

Принятие   "Декларации  о  суверенитете"   диктовало необходимость разработки новой Конституции в соответствии с  основными принципами "Декларации".

Была образована конституционная  комиссия в количестве  64 человек под председательством Президента республики И.А.Каримова. Реорганизована система местных органов власти (хокимы).  1  ноября  1990 года был принят закон о совершенствовании органов власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию Узбекской ССР.  Основным направлением   политики   руководства   республики   стало стабилизация    ситуации   в    республике,    обеспечение национального согласия и гражданского мира.

Окончательный распад СССР произошел в декабре 1991 года.

 

 

 

 

Провозглашение  государственной независимости  Республики Узбекистан.

 

31-августа 1991 года VI сессия Верховного Совета Узбекистана приняла  постановление  "О  провозглашении государственной   независимости Республики Узбекистан" и объявлении 1 сентября Днем Независимости Республики Узбекистан. На этой же сессии было принято "Заявление Верховного   Совета   о   государственной   независимости республики Узбекистан", в котором записано, что "осуществляя Декларацию о суверенитете, Верховный Совет Узбекской Советской   Социалистической   Республики   торжественно провозглашает государственную независимость Узбекистана и образование самостоятельного суверенного государства — Республики  Узбекистан.    Единственным     источником государственной власти является суверенный народ Республики Узбекистан. Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной  власти,  самостоятельно  определяет свое национально — государственное      и      административно — территориальное устройство, систему органов власти  и управления" Также на этой же сессии был принят Закон Республики   Узбекистан   "Об   основах   государственной независимости Республики Узбекистан",

Информация о работе Идея национальной независимости