Имидж органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:32, статья

Описание работы

В статье раскрыт современный образ органов государственной власти глазами граждан Российской Федерации, проведен сравнительный анализ общественного мнения жителей Свердловской области и мнения экспертов об эффективности работы и личных качествах государственных служащих. Выявлены проблемы общественных отношений, связанных с негативным имиджем властных структур, на современном этапе развития России, предложены пути решения этих проблем посредством создания и функционирования отделов по работе с общественностью.

Файлы: 1 файл

кусовая экономическая теория.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

3

 

ИМИДЖ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

 В статье раскрыт современный образ органов государственной власти глазами граждан Российской Федерации, проведен сравнительный анализ общественного мнения жителей Свердловской области и мнения экспертов об эффективности работы и личных качествах государственных служащих. Выявлены проблемы общественных отношений, связанных с негативным имиджем властных структур, на современном этапе развития России, предложены пути решения этих проблем посредством создания и функционирования отделов по работе с общественностью.

Ключевые  слова: органы государственной власти, государственный служащий, имидж, общественные отношения, PR-служба.

В современном  мире большую роль в жизни делового человека играет имидж. Именно имидж  оказывает огромное влияние на создание и развитие межличностных и общественных отношений. Характер этих отношений  определяется степенью положительности  того или иного имиджа. В работе органов государственной власти немаловажен характер отношений  этих органов с обществом, в том  числе с партнерами, гражданами. Если органы государственной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством  прямых и обратных связей будет неэффективным  или совсем безрезультатным. Так  как работа системы государственной  власти является результатом функционирования всего государства, очень важно, чтобы органы государственной власти работали, используя максимум возможностей при минимуме затрат. Но этого нельзя достичь, если население не будет  доверять представителям государственной  власти (Вряд ли человек будет охотно взаимодействовать с каким-либо учреждением, организацией, если он где-то слышал или знает, что это самое  учреждение работает недобросовестно  по отношению к людям). Поэтому  очень важно сформировать положительный  образ органов государственной  власти, в частности образ госслужащих, так как люди взаимодействуют  с системой органов государственной  власти посредством общения и  работы с сотрудниками государственных  учреждений. Следовательно, имидж органов  государственной власти, в том  числе и представление о государственных  служащих, влияет на функционирование всего государства, а положительный  имидж способствует повышению эффективности  работы не только государственных органов, но и государства в целом.

Однако в  настоящее время имидж системы  государственной власти в глазах россиян формируется в основном за счет сообщений, получаемых гражданами из средств массовой информации. Учитывая характер этих сообщений, можно заметить, что под влиянием СМИ у населения  России сложился отрицательный образ  органов государственной власти (так как очень часто в СМИ  мы видим и слышим о том, как  неэффективно работают властные структуры, как чиновников уличают в коррупции, как госслужащие хамят людям, приходящим к ним на прием, и почти  нет сообщений о том, что наблюдается  положительная динамика развития того или иного общественно важного  явления, и эту положительную  динамику обеспечивает работа государственных  органов). Отрицательный имидж, в  свою очередь, способствует возникновению  и развитию определенных проблем  в системе связей между государственной  властью и населением, то есть проблем  государства и общества. Поэтому  формирование имиджа органов государственной  власти является актуальной проблемой  нашего времени. Для того чтобы определить характерные черты образа государственных  служащих, сформировавшиеся в сознании населения, было проведено социологическое  исследование. Методом сбора информации стало интервью, так как этот метод  позволяет не только получить ответы на представленные в анкете вопросы, но также в процессе беседы понять, почему люди отвечают именно так, а  не иначе. Респондентами стали жители республики Мордовия. Всего в опросе приняло участие 72 человека в возрасте от 18 до 65 лет. Опрашивались представители  всех слоев населения. Перед проведением  исследования была выдвинута гипотеза: общее представление людей о  государственных служащих и работе органов государственной власти негативное. Ни один из опрошенных не сказал, что органы государственной власти работают эффективно. 65% респондентов ответили, что органы государственной  власти работают недостаточно эффективно, остальные 35% считают работу органов  государственной власти абсолютно  неэффективной. Следует отметить, что 37% опрошенных ответили, что современный  чиновник порядочный, вежливый и честный, а остальные 63% представляют себе негативный образ чиновника, причем самое часто  встречающееся качество госслужащего, по мнению этих 63% – меркантильность. Однако, в глазах 37% опрошенных государственные  служащие предстают как исполнительные, компетентные и порядочные люди, перед  проведением исследования прогноз  был таким, что людей, положительно отзывающихся о чиновниках, будет  в 2 раза меньше. 97% опрошенных людей  отметили, что идеальный государственный  служащий должен быть компетентным, 80% считают, что порядочность – неотъемлемый признак хорошего госслужащего, 68% выбрали  ответственность и коммуникабельность как необходимые чиновнику качества, а 55% полагают, что служащий в органах  государственно власти должен быть сочувствующим.

Почти все  опрошенные (98%) признали существование  проблемы излишней бюрократизации отношений  граждан с государством; все респонденты  указали на существование таких  проблем как коррупция и некомпетентность государственных служащих. Наиболее актуальными и часто встречающимися проблемами, по мнению респондентов, являются излишняя бюрократизация отношений  органов государственной власти с гражданами и стремление чиновниками  удовлетворить собственные интересы в ущерб интересов общества. Из этого следует, что люди не просто наслышаны о существовании проблем  в органах государственной власти, они из собственного жизненного опыта  знают, что таковые имеются. Следует  отметить: несмотря на отрицательный  образ госслужащего, сложившийся  в сознании жителей Мордовии, все 100 % опрошенных ответили, что согласились  бы работать в органах государственной  власти, если бы им предложили. Здесь  наблюдается некоторое противоречие: почему люди стали бы работать в  сфере деятельности, о которой  у большинства из них сложилось  плохое впечатление? Респонденты поясняли свое желание работать в органах  государственной власти наличием у  госслужащих различных стимулов работы: льгот, достаточно высокой заработной платы, престижем профессии. К тому же, у людей складывается негативное впечатление об органах государственной  власти именно из-за впечатления от общения и действий госслужащих. Что касается современного положения  дел в сфере государственного управления, лишь 6% опрошенных довольны работой органов государственной  власти. Предполагалось, что эта  цифра будет выше в 7 раз. Однако, говоря о будущем функционировании органов государственной власти, ни один респондент не ответил, что  изменения, которые произойдут через 10 лет (если про-изойдут) отрицательно скажутся на работе и взаимодействии органов государственной власти с населением. 63 % опрошенных считают, что последствия этих изменений  будут положительными, остальные 37% полагают, что в результате изменений  никаких последствий (ни положительных, ни отрицатель-ных) не будет. Обобщая  все вышесказанное, можно сделать  вывод о том, что впечатление  об органах государственной власти формируется за счет представления  о государственных служащих. А  имидж современного чиновника в  глазах жителей Мордовии в основном негативный. Гипотеза исследования подтвердилась. Однако нельзя полагаться только на результаты опроса, проведенного в пределах одного города. Чтобы иметь достоверное  и полное представление об образе органов государственной власти следует проанализировать сходства и различия результатов данного  опроса населения с результатами экспертного опроса, проводимого  Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологическое исследование на тему «Государственные служащие: тенденции  развития кадрового состава федеральной  гражданской службы». Исследование было проведено в форме экспертного  опроса в ноябре-декабре 2008 года, в  котором было опрошено 270 экспертов.   По материалам данного опроса результаты исследования были опубликованы на сайте  ВЦИОМ и в газете «Протестант». Автором статьи в газете «Протестант» является Тавокин Евгений Петрович – доктор социологических наук, профессор Российской академии государственной  службы при Президенте РФ. Чрезвычайно  серьезно отнеслись эксперты к вопросу: «Какими качествами должен в наибольшей степени обладать работник государственных  органов?». Ответы в порядке убывания значимости оцениваемых качеств  представлены ниже:  профессионализм  – 92,8%; порядочность – 56,7%;  ответственность  – 53,6%;  честность – 34,0%;  умение работать с населением – 30,9%;  взаимодействие с коллегами – 28,9%;  творческий подход к делу – 16,5%;  исполнительность – 11,3%;  инициативность – 11,3% . То есть самым важным качеством, влияющим на работу органов государственной  власти, повышение ее эффективности, по мнению экспертов, является профессионализм  госслужащих. Результаты ответов на вопрос: «Какие качества госслужащего в наиболь-шей степени реально  влияют на эффективность работы и  успешность карьер-ного продвижения  в государственных органах?» распределились следующим образом: профессиональный опыт, стаж – 68,4% , покровительство начальника – 60,5%, добросовестность в работе – 60,3%, умение нравиться руководству  – 42,4%, принципиальность, твердость  – 41,3%, образование – 39,1%, конфор-мизм (покладистость) – 37,7%, порядочность, честность  – 34,3% . Как видно, наряду с такими важными качествами, как «профессиональ-ный  опыт, стаж», «добросовестность в  работе», на успешное карьерное про-движение примерно в равной степени влияют и такие хорошо известные обстоятельства, как «покровительство начальника», «умение нравиться руководству». Образование, порядочность и честность  госслужащего оказывают гораздо  меньшее влияние на успешность его  карьерного продвижения. Заметим, что  конформизм и покладистость также  не относятся к сильным факторам должностного роста. Слабое влияние  образования на карьерное продвижение  государственного служащего объясняется  тем, что образовательная структура  нынешних государственных служащих не в полной мере соответствует содержанию их деятельности.

    

Сравнивая результаты моего исследования с  результатами исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, можно выделить общие положения. И граждане, и  эксперты считают, что государственный  служащий должен обладать такими качествами как профессионализм, порядочность, ответственность. Однако, это именно те качества, которых зачастую, по мнению людей, не хватает чиновникам.

Поэтому в сознании как граждан, так и экспертов, сложился образ  госслужащего как некомпетентного, беспринципного человека, пытающегося  нажиться за счет простых граждан. Естественно, что это мнение не абсолютного  большинства, но более половины опрошенных считают именно так. С негативным имиджем нужно бороться, изучая его  и изменяя его состав-ляющие. Изучением, формированием имиджа, результатами этого формирования занимается PR. Сочетание PR (Public Relations) в переводе с английского  языка означает «общественные отношения». Общественные отношения или «Связи с общественностью» – «паблик  рилейшнз» – во всем мире известны в качестве важного элемента деловых  отношений. Сегодня мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных  служб, некоммерческих организаций  и благотворительных фондов. PR –  это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом. Поэтому в органах государственной  власти следует создавать специальные  подразделения, состоящие из профессионалов, занимающихся PR. PR-службы или отделы по связям с общественностью должны выполнять следующие функции:

1) создание позитивного  имиджа органов государственной  власти (ее сотрудников, структурных  подразделений) в глазах различного  контингента общественности;

2) обеспечение благоприятной  внутрикорпоративной атмосферы;

3) нейтрализация конфликтов;

4) изучение общественного  мнения;

5) курирование важных  социальных связей;

6) анализ воздействия  организации на общественность. Следовательно, деятельность PR-служб  в структуре.

Следовательно, деятельность PR-служб в структуре государственной  власти должна быть связана с представлением различных сторон, компонентов, составляющих государственные интересы. Соответственно, и партнер, к которому она обращается, выступает гражданин, ассоциированный  в какую-либо организацию, или в  качестве индивидуального субъекта.

Одной из главных целевых задач  деятельности PR-служб и взаимодействующих  с ними СМИ является формирование благоприятного имиджа политического  лидера и (или) организации – будь то властная структура, включая го-сударственную  службу в целом, ее конкретное подразделение. Задача создания имиджа состоит в том, чтобы ярко, образно высветить реальные достоинства объекта и «заретушировать» малопривлекательные [2].

Созданный PR-специалистами имидж  должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует  сложившаяся социально-политическая ситуация (в этом случае особенно важен  доступ к СМИ, и нали-чие или  отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не  заинтересованные стороны»). Имидж  можно направленно формировать, 6

 

 

 

Одной из главных целевых задач  деятельности PR-служб и взаимодейст-вующих с ними СМИ является формирование благоприятного имиджа полити-ческого  лидера и (или) организации – будь то властная структура, включая го-сударственную  службу в целом, ее конкретное подразделение. Задача создания имиджа состоит в  том, чтобы ярко, образно высветить  реальные достоинства объекта и  «заретушировать» малопривлекательные [2].

Созданный PR-специалистами имидж  должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует  сложившаяся социально-политическая ситуация (в этом случае особенно важен  доступ к СМИ, и нали-чие или  отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не  заинтересованные стороны»). Имидж  можно направленно формировать, 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Имидж органов государственной власти