Информационные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Жизненно важные интересы личности, общества и государства определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Файлы: 1 файл

1ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ.docx

— 20.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информация в истории  развития цивилизации всегда играла важную роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь  разновидностью правовых отношений, они  выражают все основные признаки правового  отношения. Для них характерна первичность  информационно-правовых норм, поскольку  информационное правоотношение - результат  регулирующего воздействия соответствующей  информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому  такое общественное отношение приобретает  юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение  сторон общественного отношения. Она  же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям  правовой нормы.

Жизненно важные интересы личности, общества и государства  определяются законодателем как  совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а  угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих  опасность жизненно важным интересам  личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в  этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

 

 

Глава1 Понятие юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

В механизме правового  обеспечения в информационной сфере  значимое место занимают борьба с  нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого  действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически  сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается: гражданско-правовая, дисциплинарная административная ответственность, и уголовная ответственности за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

Основополагающие положения  законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции  РФ. В ней закреплено право каждого  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным  законом «О персональных данных»  сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.

Российское государство  усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что  «важнейшими задачами обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных  прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и  зашита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в  мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывании противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в  информационной сфере заключаются  в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области  получения информации и пользования  ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных  информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения  за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные  статьи в ряде глав, посвященные  административным правонарушениям  в информационной сфере.

Основанием для возникновения  юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической  ответственности важно установить причинно-следственные связи между  негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого  правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию  норм информационного права, устанавливающих  юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия  таких норм права, которые устанавливают  юридическую ответственность, действует  как сдерживающий фактор, предупреждающий  их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит  еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая  ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных  санкцией нарушенной нормы информационного  права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы  их представления), документированная  информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования  информационных правоотношений заключается  также в том, что здесь применяются  все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система  предусматривает четыре вида ответственности  физических лиц за правонарушения – дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к  тем или иным видам зависит  в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств  дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Виды ответственности за правонарушения в информационной сфере

 

2.1 Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за правонарушения в информационной сфере


Информация о работе Информационные правоотношения