Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, контрольная работа
Жизненно важные интересы личности, общества и государства определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.
Введение
Информация в истории развития цивилизации всегда играла важную роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.
Информационные правоотношения
возникают, изменяются и прекращаются
в информационной сфере и регулируются
информационно-правовыми
Жизненно важные интересы личности, общества и государства определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.
Глава1 Понятие юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.
В механизме правового
обеспечения в информационной сфере
значимое место занимают борьба с
нарушениями информационного
В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается: гражданско-правовая, дисциплинарная административная ответственность, и уголовная ответственности за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.
Основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «О персональных данных» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.
Российское государство
усиливает свое внимание к проблеме
укрепления информационного правопорядка.
В Концепции национальной безопасности
Российской Федерации отмечено, что
«важнейшими задачами обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации являются: реализация конституционных
прав и свобод граждан Российской
Федерации в сфере
При этом особо отмечается,
что национальные интересы России в
информационной сфере заключаются
в соблюдении конституционных прав
и свобод граждан в области
получения информации и пользования
ею, в развитии современных
В Уголовном кодексе РФ
к преступлениям в
Основанием для возникновения
юридической ответственности
Правонарушением в информационной
сфере принято считать
Для реализации юридической
ответственности важно
К сожалению, не все субъекты
правоотношений соблюдают информационный
правопорядок. Многие из них нарушают
этот правопорядок и подвергаются воздействию
норм информационного права, устанавливающих
юридическую ответственность. Однако
на часть субъектов сам факт наличия
таких норм права, которые устанавливают
юридическую ответственность, действует
как сдерживающий фактор, предупреждающий
их неправомерные действия в информационной
сфере. Отсюда вытекает, что установление
юридической ответственности
Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.
Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.
Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.
Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.
Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.
Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения – дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.
Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.
Глава 2 Виды ответственности за правонарушения в информационной сфере
2.1 Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за правонарушения в информационной сфере