Исполнительные органы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть— один из видов самостоятельной, независимой , публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. С принятием Конституции России 12 декабря 1993 года. в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993 года. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент. Парламент состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства"

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп 1 курс.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

Юридический факультет

 (наименование факультета)

Специальность (направление)   юриспруденция

                                                                                                                                 (название специальности/направления)

 

Курсовая работа

по дисциплине: Теория государства и права

Тема: Исполнительные органы государства.

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1  курса

срок обучения 5 ЛЕТ

Группа юб-2013

Пушкарёва А.В.

Проверил:

Носов Д.В.

 

Пермь, 2014

 

Содержание

 

Введение

Исполнительная власть— один из видов самостоятельной, независимой , публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. С принятием Конституции России 12 декабря 1993 года. в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993 года. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент. Парламент состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства" . Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации [1].После принятия Конституции РФ очень многое изменилось в положении субъектов, которых прежде называли органами государственного управления, исполнительно-распорядительными органами:

  1. Конституция Российской Федерации называет их органами исполнительной власти;
  2. Они теперь организационно не подчиняются представительным органам, а в силу принципа разделения властей подчиняются исполнительным органам и исполняют их законы и иные нормативные акты;
  3. Снизилась роль коллегиальности в исполнении законов.
  4. Публичные органы исполнительной власти четко разделились на государственные и муниципальные. Образовались две самостоятельные подсистемы на базе действовавшей ранее единой системы государственных исполнительно-распорядительных органов. [2]

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 г..

Таким образом, существует множество вопросов в понимании правового положения исполнительных органов государства, а так же теоретической основы образования их структуры и принципов осуществления деятельности.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства.Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно- управленческую, исполнительно-распорядительную

деятельность.

Основой исследования является:  Конституция Российской Федерации,, федеральное и местное законодательство. Теоретическое исследование будет построено на основании мнений специалистов в областях теории государства и права, а так же административного и конституционного права.

Объектом данного исследования являются :органы исполнительной власти РФ на современном этапе.

Предметом исследования в курсовой работе являются :нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации после реформ 2004 года.

Задачи курсовой работы:

1. Расширить для себя понятие  органа исполнительной власти;

2.Исследовать виды органов исполнительной власти в Российской Федерации;

3. Показать правовой статус органов  исполнительной власти;

4. Систематизировать знания об  органах исполнительной власти  в 

Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Понятие и классификация органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1.1 Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятия и виды.

Рассматриваемой проблеме-проблеме понятия и определения органа исполнительной власти посвящено много трудов специалистов разных отраслей права. Интерес к ней, постоянно возрастал. Подтолкнула к разработке этой проблемы Конституция РФ 1993 года: на ее основе проводятся новые теоретические и прикладные изыскания.

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен государственно - властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения.

Являясь частью государственного аппарата, он:

  • обладает определенной компетенцией;
  • имеет структуру;
  • территориальный масштаб деятельности;
  • образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке.

Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины орган исполнительной власти и орган государственного управления используются как равнозначные.

Ораны исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов- назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны:

  1. осуществлять подзаконную деятельность;
  2. организационно-управленческую деятельность;
  3. исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов и правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми органами, организациями и населением на соответствующей территории.[3]

Объектом управления органов исполнительной власти являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компитенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

 

1.2Классификация органов  исполнительной власти в Российской  федерации.

Существует различные основания для классификации органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации.

К федеральным относятся:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства;
  • иные федеральные органы исполнительной власти.

 Органы исполнительной власти  субъектов Федерации осуществляют  свою деятельность в пределах  своей территории, т.е. части территории РФ.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (н-р, военные округа).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

  1. Правительство РФ;
  2. министерство РФ;
  3. федеральная служба России;
  4. российское агентство;
  5. федеральная служба по надзору России.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

1) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

2) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

3) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (федеральная комиссия, федеральная служба по надзору).

4) Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).[4]

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

По организационно-правовому статусу различают:

I. Министерство Российской Федерации-оно  является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Министр по должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.

II.Федеральная служба, российское агентство являются центральными органами федеральной исполнительной власти, осуществляющими специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не входят по должности в состав Правительства РФ.

III.Федеральная служба по надзору России осуществляет государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих в его компетенцию, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Руководство надзором России осуществляется на основе единоначалия его председателем, который по должности также не входит в состав Правительства РФ. В то же время в целях повышения правового статуса органов государственного надзора, усиление роли и повышения эффективности его надведомственной надзорной деятельности в условиях экономической реформы установлено, что председатель федеральной службы по надзору назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральной службе по надзору утверждаются также Президентом РФ.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

 а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на  коллегиальной основе, то есть  большинством голосов лиц, входящих  в их состав (Правительство, федеральная  комиссия);

 б) единоначальные органы, в  которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам:

  • по порядку образования (избираемые, назначаемые);
  • по источникам финансирования (видам бюджета)
  • др.

Информация о работе Исполнительные органы государства