Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
На современном этапе одной из основных проблем, требующих первоочередного решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики. Одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, предполагающего взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Введение 3
I. Предпосылки для развития государственно-частного партнерства в ракетно-космической промышленности России 6
II. Применение моделей государственно-частного партнерства в космической и смежных областях за рубежом 10
III. Результаты и перспективы развития государственно-частного партнерства в ракетно-космической отрасли России на современном этапе 14
Список литературы: 28
Российский университет дружбы народов
Курсовая работа
По курсу: «Основы экономики космической деятельности»
На тему: «Исследование вопросов государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности»
Москва
2012
Содержание
На современном этапе
одной из основных проблем, требующих
первоочередного решения, является
преодоление тенденции
Государственно-частное партнерство1 представляет собой институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и социально значимых проектов и программ. В условиях продолжающегося перехода российской экономики к рыночным механизмам во всех сферах, включая высокотехнологические и наукоемкие, различные формы государственно-частного партнерства представляют собой эффективный институт ускоренного развития.
За последние годы в России были созданы следующие инструменты государственно-частного партнерства:
1. Внедрено конкурсное целевое (по ограниченному числу направлений развития науки и техники) распределение государственного заказа на исследования и разработки с условием софинансирования работ исполнителей из внебюджетных источников.
2. Реализуются так называемые важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты), обязательным условием которых является паритетное участие частного капитала и вывод инновационной продукции на рынок.
3. За счёт бюджета создаются локальные инфраструктурные оболочки для развития высокотехнологичного бизнеса — особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы.
4. Создан фонд фондов — Российская венчурная компания, которая распределяет деньги для реализации совместно с частными инвесторами высокорисковых инновационных проектов.
5. Созданы банковские структуры и государственные корпорации с широкими полномочиями и значительным капиталом, призванные сформировать рынки высокотехнологичной продукции и исследовательских услуг (market makers).
Все эти инструменты государственно-частного партнерства на сегодняшний день оформлены организационно и законодательно.
В целях развития наиболее значимых направлений науки и инновационной деятельности, в частности в ракетно-космической промышленности, в рамках государственной инновационной политики Правительством Российской Федерации реализуется ряд конкретных мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Космическая деятельность относится к тем сферам экономики и науки, где Российская Федерация традиционно является одним из мировых технологических лидеров. В силу значимости и масштабности этой деятельности по целому ряду критериев, в том числе общественной и оборонной необходимости, стоимостных и временных, она нуждается в обоснованном выборе долговременных ориентиров и путей своего развития не только программного, но и концептуально-стратегического характера [6].
В конце марта 2007 г. в Калуге состоялось заседание президиума Госсовета, посвященное вопросам использования результатов космической деятельности в интересах российских регионов. При подготовке этого заседания были сформулированы и нашли свое отражение в поручениях Президента РФ основные элементы перспективной стратегии интеграции национальной космической деятельности в экономику России. К ним относятся:
– новая федеральная целевая программа, направленная на обеспечение
использования
результатов космической
– совокупность региональных программ использования результатов космической деятельности;
– многоуровневая система операторов космических услуг;
– информационная система по результатам космической деятельности;
– совокупность пилотных проектов, обеспечивающих решение приоритетных задач социально-экономического развития на основе космической деятельности.
Выступая на Госсовете, Президент страны, в частности, сказал: «Очевидно, что пришло время подготовить необходимые изменения как в Закон “О космической деятельности”, так и в другие правовые акты, при этом учесть такие аспекты, как разработка национальных стандартов и технических регламентов в области использования результатов космической деятельности, и, конечно, отрегулировать вопросы частно-государственного партнерства в данной сфере» [1].
С целью удержания передовых позиций в экономике наукоемкие и высокотехнологичные производства, в том числе, и ракетно-космическая промышленность, должны стоять на пути инновационного развития на основе избранных приоритетов.
В современном мире космические
системы различного направления
играют ключевую роль в решении социально-
К утвержденным на государственном
уровне приоритетным направлениям развития
науки и технологий в Российской
Федерации отнесены «Космические системы»,
а в число критических
Основными причинами необходимости оптимизации потенциала ракетно-космической промышленности и интеграции предприятий являются:
- объективные требования повышения конкурентоспособности, концентрации финансовых ресурсов, повышения финансовой устойчивости и экспортного потенциала предприятий и отрасли в целом;
- низкий уровень капитализации предприятий отрасли, препятствующий созданию лучших условий для привлечения внебюджетных инвестиций;
- восстановление на должном уровне процесса воспроизводства и инновационной активности предприятий отрасли;
- формирование многоканальной системы финансирования научных исследований и разработок, в том числе основанной на использовании механизмов инновационных и венчурных фондов, иных внебюджетных источников финансирования;
- требования повышения эффективности управления научно-техническим и технологическим потенциалом, использования государственного имущества [1].
Известно, что ракетно-космическая промышленность является наиболее сложной и наукоемкой отраслью машиностроения. Разработка ракетно-космической техники характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработки и проведения испытаний. Кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных комплексов и сложнейшего оборудования.
Наиболее действенными и значимыми факторами развития отрасли становятся международное сотрудничество, интеграционные процессы в ракетной и аэрокосмической промышленности и коммерциализация космической деятельности. Финансирование космической деятельности, равно как и ракетно-космической промышленности в целом, осуществляется по взаимосвязанным направлениям: военному, гражданскому, коммерческому. Ретроспективный обзор сегмента космической деятельности на мировом рынке показал, что коммерциализация быстро проникла в важнейшие наукоемкие сферы производства и оказания услуг, такие как создание средств космической связи и телекоммуникаций, навигации и мониторинга земной поверхности; создание полной инфраструктуры по оказанию услуг этими средствами, компьютерной техники, информационных сетей. Она же способствовала их опережающему развитию, так как процессы коммерциализации стимулируют экономическую активность космической отрасли, способствуя тем самым диверсификации внебюджетных источников инвестиций в ее дальнейшее развитие.
Это особенно важно в период снижения уровня финансирования космической деятельности, новых исследований и разработок, поскольку такое недостаточное финансирование космического рынка ведет, в конечном счете, не только к отставанию от лидеров в развитии космической техники, но и к снижению общего технологического уровня и утрате паритетных позиций страны в области обороны и национальной безопасности.
Следует отметить, что модель государственно-частного партнерства имеет как преимущества, так и недостатки.
К числу преимуществ можно отнести, прежде всего, сокращение расходов государства на проект, снижение технических и коммерческих рисков, вовлечение в космическую деятельность новых сил – субъектов хозяйствования и инноваций. При этом, долгосрочный характер и взаимовыгодность проектов, выполняемых в рамках государственно-частного партнерства, положительно скажется на укреплении деловых связей между партнёрами и способна увеличить вероятность реализации последующих, возможно ещё более крупных проектов.
Именно механизм государственно-частного партнерства позволяет привлечь финансирование на апробацию новых технологий и, в конечном счёте, их коммерциализировать, а кроме того - обеспечить оперативность и, следовательно, эффективность распространения космических продуктов и услуг, их тиражирования за счет использования «административного ресурса».
К числу недостатков можно отнести применение в ходе реализации проектов жёстких и комплексных процедур госзакупок, длительные и громоздкие переговорные процессы, статистически более низкую прибыль, получаемую частным партнером. В силу своей бюрократизации и регламентированности деятельности государственные органы зачастую неудовлетворительно подготовлены к сотрудничеству с частным бизнесом.
Кроме того, некоторые риски невозможно предусмотреть в силу, как правило, долгосрочного характера космического проекта. Наконец, при всех условиях и возможностях потенциального снижения рисков, неверно выстроенное государственно-частное партнерство может привести, напротив, к их возрастанию при неясном распределении ответственности и полномочий (ответственность перед третьими лицами, регулятивные вопросы, страхование). Риски просчетов как государственного, так и частного партнеров в проектах государственно-частного партнерства весьма велики. Так, опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности в Европе уже выявил тенденция к сильному удорожанию проектов по сравнению с их первоначальной ценой. Темпы роста стоимости достигают до 20% в год, и причины кроются не только в ошибках разработчиков и авторов проектов, но и в воздействии экономических факторов – постоянном росте цен на материалы и услуги.
При реализации того или иного проекта, признанного эффективным как государственными, так и частными субъектами деятельности, риски, связанные с проектом, между ними перераспределяются следующим образом: риски экономического, финансового, проектного характера в значительной степени передаются частной структуре, а политический, нормативно-правовой и макроэкономический – правительству, международному финансовому институту или частным страховщикам.
Таким образом,
при внедрении государственно-
Заключение
В заключение хотелось бы отметить следующее. Развитие моделей государственно-частного партнерства в ракетно-космической отрасли России актуально прежде всего по причине того, данная отрасль должна стоять на пути инновационного развития.
Поскольку ракетно-космическая промышленность является наиболее сложной и наукоемкой отраслью машиностроения, а разработка ракетно-космической техники характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработки и проведения испытаний, и кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных комплексов и сложнейшего оборудования, полагаем, что одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства, предполагающего взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Применение государственно-частного партнерства возможно при реализации масштабных проектов, исполнение которых может занимать долгие года и требует значительных инвестиций.
Согласно обсуждаемой в настоящее время «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года» предполагается, что государственно-частное партнерство будет реализовываться за счет поэтапной передачи основных прикладных направлений космической деятельности в сферу ответственности бизнеса, как правило - частного, при сохранении за государством в лице федерального органа исполнительной власти по космической деятельности функций по мониторингу и реализации общей технологической политики, проведению общесистемных и поисковых научно-исследовательских работ, интеграции усилий предприятий частного сектора при решении технологических проблем общеотраслевого уровня.