Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и виды источников права
1.1.Нормативно-правовые акты Российской Федерации
2. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
2.1.Принятие законов. Правотворчество
2.2.Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
2.3.Законы как документы
3.Систематизация в праве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тгп курс.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Исходной, дробной  единицей законодательного текста является статья (она будет рассмотрена особо,  дальше).

В ряде случаев  закон начинается с преамбулы (и  это довольно часто встречалось  в прошлом в советских законах), т.е. с  общего введения, в котором  дается обоснование закона и порой  формулируются исходные философские, мировоззренческие положения. Сейчас, когда российское право все больше освобождается от идеологических догм, преамбулы встречаются редко (хотя преамбула как изложение отправных и общих принципов сохранила свое значение для крупных законов, таких, как Конституция, кодекс).

Наиболее крупные  подразделения законов — части. Так, все содержание Уголовного кодекса  обычно подразделяется на две части  — Общую и Особенную. На  части  подразделяется и содержание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине  особенностей их содержания (хотя часть первая ГК РФ тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положения), сколько по причине необходимости скорейшего введения в жизнь российского общества исходных гражданско-правовых норм и институтов. Поэтому «части» ГК РФ не имеют «содержательных» наименований. Они так и называются — «часть первая,» «часть вторая». После принятия завершающей, третьей части Кодекса необходимость использования названия “часть”, можно ожидать, отпадет.

Существенное  значение в кодексах, других крупных  законах имеет первое подразделение (раздел, глава), которое обычно именуется  «Общие положения» или «Общая часть», где формулируются исходные и  общие нормы, касающиеся данных отношений  в целом. Например, в ГК РФ — это весьма обширное структурное подразделение, включающее 208 статей, объединенных в 12 глав и 5 подразделов — «Основные положения», «Лица», «Объекты гражданских прав», «Сделки и представительство», «Сроки. Исковая давность».

Весь иной нормативный  материал распределяется по главам и разделам в соответствии с избранными законодателем критериями. Как правило, из статей складываются главы, а они в свою очередь объединяются в разделы.

В ГК РФ, кроме  глав и разделов, есть еще «подразделы» (в частности, как уже указывалось, в разделе об общих положениях), а также внутри отдельных глав — «параграфы» (таков параграф о залоге в гл. 23).

4. Статья. Статья  — исходная, первичная часть текста  закона. Первичные части текстов  иных нормативных актов тоже  называют статьями, но нередко их именуют пунктами (хотя термин «пункт» может использоваться и для обозначения отдельных элементов текста и внутри той или иной статьи или даже ее части).

Статью как  часть текста закона следует отличать от статьи в смысле порядкового номера в официальном издании закона (иного акта), если под этим термином имеется в виду порядковое место, занимаемое целым законом (иным актом) в Собрании законодательства или ином официальном издании (когда указывается на статью 3301 Собрания законодательства (1994, № 32), то, значит, речь идет о части первой ГК РФ целиком).

Каждая статья в тексте закона посвящена отдельному вопросу. В статье обычно содержатся одна или несколько связанных  между собой юридических норм или даже фрагментов нормативных  положений.

Нередко в статье в виде абзацев выделяются части (иногда их так и называют «абзацы»). Например, в пункте З статьи. 334 ГК РФ две части (два абзаца): в первой части определяется, что залог  возникает в силу договора или  закона, а во второй части говорится  о том, что правила о залоге по договору применяются к залогу, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.

И статью, и части (а также пункты), из которых она  состоит, принято обозначать сокращенно. Статью — двумя начальными буквами  с точкой («ст.»), часть — первой буквой с точкой («ч.»), пункт также первой буквой с точкой (“п.”). Такие сокращенные обозначения используются в дальнейшем и в этой книге.

Статьи в  законах (иных нормативных актах) нумеруются; нередко нумеруются и части (абзацы) статьи. Такая нумерация, например, дана, например частям в статьях Уголовного кодекса. В  Конституция Российской Федерации для пронумерованных подразделений ее статей также оставлено название «часть».

В иных нормативных  актах, в отличие от законов, первичные части текста именуются по традиции не статьями, а пунктами. При этом в тексте слово «пункт» не приводится указывается лишь его порядковый номер.

В кодексах нумерация  статей независимо от их распределения  по главам и разделам сплошная и  постоянная. Каждое юридическое положение имеет свой постоянный и неизменный номер статьи на весь период действия кодекса. И это позволяет связывать в наших представлениях, в юридическом обиходе то или иное нормативное положение с точно определенным номером статьи кодекса, какие бы изменения ни вносились в него.

Всем известно, например, что ст. 206 УК 1960 года говорила об ответственности за хулиганство, хотя в Уголовный кодекс вносилось  немало изменений и дополнений. И  когда в наших разговорах, при  обмене мнениями употреблялось выражение «N. отвечает по статье 206», всем было ясно, что N. вменяется в вину уголовная ответственность за преступление, образующее состав хулиганства (Теперь, с января 1997 года людям, знакомым с нумерацией статей УК нужно «перестраиваться» в своих представлениях; не случайно поэтому нумерация статей в новом Уголовном кодексе дана «приближенно» к нумерации прежнего кодекса, а в изданиях УК приводится «сопоставительная таблица нумерации статей УК 1960 г. и 1996 г.»).

Каким же образом  в этом случае в кодексе определяется нумерация новых нормативных положений? Это делается так. В кодекс вносится новая статья (без изменения существующей нумерации); такая новая статья помещается рядом со статьей, имеющей близкое содержание, и ей присваивается тот же номер, но с добавлением значка «1» («один», «прим»), следующей статье — значка «2» и т.д.

5. Отсылочные  и бланкетные статьи.  Другие  виды статей. Некоторые статьи  закона не только непосредственно,  прямо в тексте дают решение  того или иного вопроса, но  и содержат указание на другие статьи или даже другие законы, иные источники права, которые должны быть в данном случае использованы. Здесь нужно различать статьи отсылочные и бланкетные.

Отсылочные  — это статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Например, в ст. 109 Конституции РФ сказано: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации». Эта статья отсылочная.

Бланкетные — статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. Например, в ст. 15 Конституции РФ содержится такое нормативное положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Какие правила какого международного договора? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. Следовательно, статья (в части приведенного нормативного положения) общим, «бланкетным» образом предусматривает, приоритетное регулирование отношений международным договором.

Статьи закона различаются также в зависимости от видов юридических норм, которые в них содержатся. В этом  отношении можно говорить о статьях регулятивного или правоохранительного содержания.

Особо следует  выделить дефинитивные статьи. Это  статьи, в которых содержатся  дефиниции — определения юридических понятий. Статья 334 ГК РФ так и названа — «Понятие и основания возникновения залога». Дефинитивные положения имеют существенное значение для правильного и единообразного понимания закона, внесения определенности в юридическое регулирование.

В текстах законов  есть и статьи с оценочными понятиями. Суть дела тут вот в чем.

Юридический язык, в принципе, отличается точностью, определенностью. Однако  в тексте закона можно  найти и неопределенные выражения, фразы общего характера. Подобные выражения в одних случаях является показателем юридической неотработанности текста, неоправданного включения в него идеологических положений, “теории”. В других же случаях подобные выражения  представляют собой вполне оправданную конструкцию юридических норм. Именно такой характер имеют понятия, встречающиеся в  законодательстве, - «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» и т.д. Причем в законе не расшифровывается, что такое «особая», «крупный», «грубая».

Здесь перед нами – как раз так называемые оценочные понятия. Закон предоставляет судебным органам конкретно рассмотреть все особенности данной ситуации и решить, есть ли в данном случае «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» или их нет. Так что приведенные выражения, имеющие общий, не во всем определенный характер, не являются недостатком в юридических формулировках (как может показаться на первый взгляд), они ориентируют на то, чтобы судебные органы с учетом особенностей той или иной ситуации оценили фактическую обстановку и конкретизировали общую формулу закона.

Из других статей, различаемых в зависимости от особенностей их содержания, необходимо сказать о статьях с диспозитивными (восполнительными) нормами, т.е. такими, которые установлены на случай, если данный вопрос не урегулирован договором, иным соглашением, заключенными самими субъектами. О диспозитивных нормах при рассмотрении классификации норм права уже говорилось. Статьи с диспозитивными нормативными положениями действуют лишь тогда, когда нет соответствующего договора, соглашения, по-иному решающих данный вопрос. В ГК РФ значительно число  диспозитивных статей. Кроме ранее приведенного примера можно сослаться на п. 1 ст. 338, согласно которому «заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором». Если в договоре предусмотрено «иное»,  это «иное» и действует, а нормы закона не применяются.

 3.Систематизация в праве

Законы, иные нормативные  юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве.

 Систематизация  — это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и   б) инкорпорация.

Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную систему и когда издается единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт — кодекс.

Инкорпорация  представляет собой внешнее упорядочение действующих законов, иных нормативных  юридических актов, без переработки  норм права, когда законы, иные нормативные  юридические акты «просто» помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация  может быть неофициальной, проводимой издательствами, практическими органами, научными и учебными заведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное  законодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер.

При официальной  инкорпорации сборники, иные издания  осуществляются от имени компетентных государственных органов, они являются формой официального опубликования  или переопубликования актов  и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при решении юридических вопросов.

В Российской Федерации  в настоящее время из таких  собраний основное значение имеет «“Собрание законодательства Российской Федерации» (далее — Собрание законодательства). Собрание законодательства является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат  Федерального Собрания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; четвертый раздел — постановления  и распоряжения Правительства; пятый раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам).

Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в «Ведомостях  Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» и в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», издание которых в настоящее время прекращено.

«Собрание законодательства Российской Федерации» (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования актов является документом хронологической инкорпорации. Помещаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.

Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и  другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая ГК РФ помещена в выпуске Собрания законодательства №32 от 5 декабря 1994 г.

Информация о работе Источники (формы) права