Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Введение
1.Понятие и виды источников права
1.1.Нормативно-правовые акты Российской Федерации
2. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
2.1.Принятие законов. Правотворчество
2.2.Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
2.3.Законы как документы
3.Систематизация в праве
Заключение
Список литературы
Исходной, дробной единицей законодательного текста является статья (она будет рассмотрена особо, дальше).
В ряде случаев
закон начинается с преамбулы (и
это довольно часто встречалось
в прошлом в советских законах)
Наиболее крупные подразделения законов — части. Так, все содержание Уголовного кодекса обычно подразделяется на две части — Общую и Особенную. На части подразделяется и содержание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине особенностей их содержания (хотя часть первая ГК РФ тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положения), сколько по причине необходимости скорейшего введения в жизнь российского общества исходных гражданско-правовых норм и институтов. Поэтому «части» ГК РФ не имеют «содержательных» наименований. Они так и называются — «часть первая,» «часть вторая». После принятия завершающей, третьей части Кодекса необходимость использования названия “часть”, можно ожидать, отпадет.
Существенное значение в кодексах, других крупных законах имеет первое подразделение (раздел, глава), которое обычно именуется «Общие положения» или «Общая часть», где формулируются исходные и общие нормы, касающиеся данных отношений в целом. Например, в ГК РФ — это весьма обширное структурное подразделение, включающее 208 статей, объединенных в 12 глав и 5 подразделов — «Основные положения», «Лица», «Объекты гражданских прав», «Сделки и представительство», «Сроки. Исковая давность».
Весь иной нормативный материал распределяется по главам и разделам в соответствии с избранными законодателем критериями. Как правило, из статей складываются главы, а они в свою очередь объединяются в разделы.
В ГК РФ, кроме глав и разделов, есть еще «подразделы» (в частности, как уже указывалось, в разделе об общих положениях), а также внутри отдельных глав — «параграфы» (таков параграф о залоге в гл. 23).
4. Статья. Статья — исходная, первичная часть текста закона. Первичные части текстов иных нормативных актов тоже называют статьями, но нередко их именуют пунктами (хотя термин «пункт» может использоваться и для обозначения отдельных элементов текста и внутри той или иной статьи или даже ее части).
Статью как часть текста закона следует отличать от статьи в смысле порядкового номера в официальном издании закона (иного акта), если под этим термином имеется в виду порядковое место, занимаемое целым законом (иным актом) в Собрании законодательства или ином официальном издании (когда указывается на статью 3301 Собрания законодательства (1994, № 32), то, значит, речь идет о части первой ГК РФ целиком).
Каждая статья в тексте закона посвящена отдельному вопросу. В статье обычно содержатся одна или несколько связанных между собой юридических норм или даже фрагментов нормативных положений.
Нередко в статье в виде абзацев выделяются части (иногда их так и называют «абзацы»). Например, в пункте З статьи. 334 ГК РФ две части (два абзаца): в первой части определяется, что залог возникает в силу договора или закона, а во второй части говорится о том, что правила о залоге по договору применяются к залогу, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
И статью, и части (а также пункты), из которых она состоит, принято обозначать сокращенно. Статью — двумя начальными буквами с точкой («ст.»), часть — первой буквой с точкой («ч.»), пункт также первой буквой с точкой (“п.”). Такие сокращенные обозначения используются в дальнейшем и в этой книге.
Статьи в законах (иных нормативных актах) нумеруются; нередко нумеруются и части (абзацы) статьи. Такая нумерация, например, дана, например частям в статьях Уголовного кодекса. В Конституция Российской Федерации для пронумерованных подразделений ее статей также оставлено название «часть».
В иных нормативных актах, в отличие от законов, первичные части текста именуются по традиции не статьями, а пунктами. При этом в тексте слово «пункт» не приводится указывается лишь его порядковый номер.
В кодексах нумерация статей независимо от их распределения по главам и разделам сплошная и постоянная. Каждое юридическое положение имеет свой постоянный и неизменный номер статьи на весь период действия кодекса. И это позволяет связывать в наших представлениях, в юридическом обиходе то или иное нормативное положение с точно определенным номером статьи кодекса, какие бы изменения ни вносились в него.
Всем известно, например, что ст. 206 УК 1960 года говорила об ответственности за хулиганство, хотя в Уголовный кодекс вносилось немало изменений и дополнений. И когда в наших разговорах, при обмене мнениями употреблялось выражение «N. отвечает по статье 206», всем было ясно, что N. вменяется в вину уголовная ответственность за преступление, образующее состав хулиганства (Теперь, с января 1997 года людям, знакомым с нумерацией статей УК нужно «перестраиваться» в своих представлениях; не случайно поэтому нумерация статей в новом Уголовном кодексе дана «приближенно» к нумерации прежнего кодекса, а в изданиях УК приводится «сопоставительная таблица нумерации статей УК 1960 г. и 1996 г.»).
Каким же образом в этом случае в кодексе определяется нумерация новых нормативных положений? Это делается так. В кодекс вносится новая статья (без изменения существующей нумерации); такая новая статья помещается рядом со статьей, имеющей близкое содержание, и ей присваивается тот же номер, но с добавлением значка «1» («один», «прим»), следующей статье — значка «2» и т.д.
5. Отсылочные
и бланкетные статьи. Другие
виды статей. Некоторые статьи
закона не только
Отсылочные — это статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Например, в ст. 109 Конституции РФ сказано: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации». Эта статья отсылочная.
Бланкетные — статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. Например, в ст. 15 Конституции РФ содержится такое нормативное положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Какие правила какого международного договора? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. Следовательно, статья (в части приведенного нормативного положения) общим, «бланкетным» образом предусматривает, приоритетное регулирование отношений международным договором.
Статьи закона различаются также в зависимости от видов юридических норм, которые в них содержатся. В этом отношении можно говорить о статьях регулятивного или правоохранительного содержания.
Особо следует выделить дефинитивные статьи. Это статьи, в которых содержатся дефиниции — определения юридических понятий. Статья 334 ГК РФ так и названа — «Понятие и основания возникновения залога». Дефинитивные положения имеют существенное значение для правильного и единообразного понимания закона, внесения определенности в юридическое регулирование.
В текстах законов есть и статьи с оценочными понятиями. Суть дела тут вот в чем.
Юридический язык, в принципе, отличается точностью, определенностью. Однако в тексте закона можно найти и неопределенные выражения, фразы общего характера. Подобные выражения в одних случаях является показателем юридической неотработанности текста, неоправданного включения в него идеологических положений, “теории”. В других же случаях подобные выражения представляют собой вполне оправданную конструкцию юридических норм. Именно такой характер имеют понятия, встречающиеся в законодательстве, - «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» и т.д. Причем в законе не расшифровывается, что такое «особая», «крупный», «грубая».
Здесь перед нами – как раз так называемые оценочные понятия. Закон предоставляет судебным органам конкретно рассмотреть все особенности данной ситуации и решить, есть ли в данном случае «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» или их нет. Так что приведенные выражения, имеющие общий, не во всем определенный характер, не являются недостатком в юридических формулировках (как может показаться на первый взгляд), они ориентируют на то, чтобы судебные органы с учетом особенностей той или иной ситуации оценили фактическую обстановку и конкретизировали общую формулу закона.
Из других статей,
различаемых в зависимости от
особенностей их содержания, необходимо
сказать о статьях с
3.Систематизация в праве
Законы, иные нормативные юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве.
Систематизация — это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и б) инкорпорация.
Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную систему и когда издается единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт — кодекс.
Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих законов, иных нормативных юридических актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юридические акты «просто» помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.
Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой издательствами, практическими органами, научными и учебными заведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное законодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер.
При официальной инкорпорации сборники, иные издания осуществляются от имени компетентных государственных органов, они являются формой официального опубликования или переопубликования актов и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при решении юридических вопросов.
В Российской Федерации в настоящее время из таких собраний основное значение имеет «“Собрание законодательства Российской Федерации» (далее — Собрание законодательства). Собрание законодательства является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.
Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат Федерального Собрания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; четвертый раздел — постановления и распоряжения Правительства; пятый раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам).
Считаются официально
опубликованными юридические
«Собрание законодательства Российской Федерации» (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования актов является документом хронологической инкорпорации. Помещаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.
Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая ГК РФ помещена в выпуске Собрания законодательства №32 от 5 декабря 1994 г.