Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:33, курсовая работа
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Введение 4
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 5
Глава 2. Источники конституционного права РФ 8
2.1. Коституция РФ - основной источник конституционного права. 8
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 9
2.3. Указа и распоряжения Президента РФ. 11
2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 12
2.5. Декларации. 12
2.6. Постановления правительства РФ. 12
2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 13
2.8. Договора и соглашения. 13
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 14
2.10. Акты представительных органо местного самоуправления. 15
Заключение 16
Список использованных источников: 17
Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.
Идея таких законов
преследовала цель уменьшить объем
самой Конституции Российской Федерации.
По своей юридической силе федеральные
конституционные законы занимают промежуточное
место между Конституцией Российской
Федерации и обычными федеральными
законами, принимаются по более сложной
процедуре, чем последние, требуя более
высокой степени общественного
согласия. Такое представление о
соотношении юридической силы Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и
Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:
· чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
· военное положение (ч. 3 ст. 87);
· образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
· порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2
ст. 65, ч. 1 ст. 137);
· порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5
ст. 66);
· описание и порядок официального использования государственных
символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);
· порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84);
· статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
· порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2
ст. 114);
· судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);
· порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).
Нетрудно заметить, что
перечисленные вопросы
Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.
Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.
Пока что действуют
всего три федеральных
2.3. Указа и распоряжения
Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.
Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными.
Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве.
Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г. Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Распоряжение Президента РФ "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.
2.4. Регламенты палат Федерального собрания.
Источниками отрасли конституционного
права являются Регламенты палат
Федерального Собрания. Эти акты принимаются
каждой палатой только для организации
своей деятельности и не требуют
утверждения другой палатой и
подписи Президента. Этим они отличаются
от законов. Регламенты регулируют круг
вопросов, связанных с организацией
работы палат, осуществлением законодательного
процесса (создание комиссий и комитетов,
порядок прохождения
2.5. Декларации.
В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде республик - субъектов Российской Федерации, Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов или Верховными Советами республик.
Декларации обычно устанавливают
общие принципы конституционно-правового
развития. Эти принципы реализованы
в принятой в 1993г. Конституции Российской
Федерации. Конституция не содержит
какого-либо упоминания о праве Федерального
Собрания принимать декларации, об
их юридической силе и о порядке
принятия. Парламент вправе принимать
подобного рода акты без притязания
на их высшую юридическую силу и
в порядке обычной
2.6. Постановления правительства РФ.
Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановления Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.
Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
2.7. Постановления
К числу источников конституционного
права относятся постановления
Конституционного Суда Российской Федерации,
в которых устанавливается
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой.
Постановления Конституционного
Суда, выносимые в связи с
2.8. Договора и соглашения.
Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой
входящей страны.
К числу источников конституционного
права относятся правовые акты, принимаемые
Содружеством Независимых Государств,
одним из членов которого является
Россия. Такие акты, еще не вошедшие
в практику, в будущем, возможно,
будут приниматься
В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан.
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР.
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. В постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
"Заключительные и переходные
положения" Конституции 1993г.
устанавливают, что законы и
другие правовые акты, действовавшие
на территории Российской
2.10. Акты представительных органо местного самоуправления.
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике для этого пока нет оснований.