Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:20, курсовая работа
В работе решаются следующие задачи:
Выявляется критерии определения источников конституционного права в Российской Федерации.
Исследуются виды источников конституционного права РФ.
Рассматривается предмет конституционного права, как система принципов, определяющих строение и функционирование системы права в целом.
Обосновывается роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
Введение
Основная часть
1. Понятие источников Российского Конституционного права
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В конституционном праве под декларацией понимается политико-юридический документ, констатирующий коренные изменения в государственном строе, правовом положении человека и гражданина. Декларации, как правило, знаменуют собой коренное изменение строя государства и народов, политических партий, общественно-политических движений. Декларация в этом смысле есть документ, который принимается при образовании нового государства и установлении его исходных начал, главным образом во взаимоотношении личности и государства.
На современном этапе развития российской государственности декларации используются как политико-юридический инструмент провозглашения (декларирования) принципиально отличного от существующего национально-государственного устройства страны, новая парадигма взаимоотношений федерального центра и регионов. Посредством декларации возникающие вследствие суверенизации независимые республики провозглашают национальный и государственный суверенитет, построение новой государственности. Три наиболее значимые декларации утверждены высшим органом государственной власти и представляют собой учредительные акты высокой юридической силы
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.;
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;
Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.
С современными законами эти акты сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР. Для сравнения: Федеральное Собрание – современный Парламент России не принимает общих постановлений Парламента, есть лишь отдельные постановления каждой из Палат – Совета Федерации и Государственной Думы (п. 3 ст. 102, п. 3 ст. 103 Конституции РФ 1993 г.). Между тем, как, допустим, законы – это продукт совместного нормотворчества Совета Федерации и Государственной Думы.
В заключении можно сказать, что в качестве источников конституционного права выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. Главным источником конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой.
Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и основанным на ней федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет следующие три уровня источников конституционного права:
1) федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов);
2)
законодательство субъектов РФ -
конституции, уставы, законы, правовые
акты высших должностных лиц
субъектов Федерации, акты региональных
органов исполнительной власти;
акты региональных
3) акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи.
Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации в основном одинаковы, то и содержание их основополагающих документов - конституций республик, уставов, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют равную юридическую силу; все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.
Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2 Конституции РФ).
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Конституционное право |
является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. |
2 |
Наука Конституционного права |
это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений. |
3 |
Конституционное право как отрасль |
это основополагающая отрасль
права; совокупность правовых норм,
закрепляющих основы |
4 |
Конституционное право как учебная дисциплина |
это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля. |
5 |
Конституция |
правовой акт или |
6 |
Законы |
это нормативные акты, которые принимаются Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ. |
7 |
Федеральное Собрание |
– единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ. |
8 |
Обычные федеральные законы (или просто «федеральные законы») |
это важнейший вид источников конституционного права, «наиболее многочисленная и подвижная разновидность законов». |
9 |
Декларация |
официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу. |
10 |
Федеративный договор |
это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. |
1 |
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008. |
2 |
Собрание Законодательства Российской Федерации, 2008г., Сборник 64. |
3 |
Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994. |
4 |
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997 |
5 |
Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. |
6 |
Конституционное право России. Червонюк В.И., М.: Термика, Инфра-М, 2004. |
7 |
Конституционное право России: Учебное пособие. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. - М.: Юриспруденция, 1999. |
8 |
Конституционное право России. Учебник. Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. - М.: Новый Юрист, 1997. |
9 |
Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998.
|
10 |
Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003 |
11 |
Научно-практический комментарий. Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997 |
А |
|
Б |
|