Источники права в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:08, доклад

Описание работы

К древнейших источников египетского права принадлежат обычаи, тесно связаны с мифическими предписаниями и религиозными нормами По легенде начало прежнему законодательству Египта положил бог Тот, который передал есть египетским жрецам 42 священные книги В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия Магические предсказания и ритуалы осуществляли жрецы Большое значение как источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно эластичным, а сам фараон рассматривался, как постоянно действующий живой источник своих законов.

Файлы: 1 файл

Источники права в Древнем Египте..docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

Источники права в Древнем Египте.

К древнейших источников египетского  права принадлежат обычаи, тесно  связаны с мифическими предписаниями  и религиозными нормами По легенде начало прежнему законодательству Египта положил бог Тот, который передал есть египетским жрецам 42 священные книги В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия Магические предсказания и ритуалы осуществляли жрецы Большое значение как источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно эластичным, а сам фараон рассматривался, как постоянно действующий живой источник своих законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех следующих фараонах: при фараоне первой правящей династии Менесе (конец IV тыс. до н. э.), при фараоне Сазихисе в эпоху Древнего царства, при фараоне ХХ династии Рамсесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бокхорисе (720–715 гг. до н. э.)

 

Право собственности

Еще в древности египетские законы содержали подробные предписания  о праве собственности, ее формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью Сделки с землей, худ временем, рабами совершались по ритуалу, участием свидетелей, в том числе жрецов. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями и затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особым записью (и это делай лося за плату). Впоследствии передачи собственности стало сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвы, необходимо было выполнить обряд ввода покупателя во владение. Некоторые новации могли фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н. э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращения подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва.

Формализм в распоряжении недвижимостью - характерная черта  юриспруденции многих стран Древнего Востока

 

Родственное право

Интересным считается  положение женщин в Древнем Египте, которое явно было более независимым  по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина, в социальной и хозяйственной жизни общества, как и в семье, занимала высокое положение. В Египте был распространен брак-партнерство, с правом голоса свободной женщины, при заключении брачного контракта и возможностью свободно инициировать развод. В разводе, по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа своевольно. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить могла только свою судьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали участие в подбирании жениха, и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Вместе с тем законы и обычаи фокусировались на предпочтении главы семьи, мужа, брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат - сестру, однако в "разумных пределах". Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Жена, "которая обманывала и подвела своего мужа, была сожженной", говорится в одном из надписей, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакам.

 

 

 

 

 

Преступление  и наказание

Уголовное право Древнего Египта, зарождалось, знало следующие  виды преступлений:

1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны.

2) религиозные - убийство священных животных, чародейство:

3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания  в случае смерти больного;

4) против собственности  - кража, обмер, обвес;

5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование Основной целью наказания было устрашение

Вид наказания зависел  от положения преступника и тяжести  преступления. Участники восстаний уничтожались поголовно. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались для грабителей царских гробниц, за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Подделка документов наказывалось отсечением руки.

Лишение чести считалось  одним из тяжких и позорящих наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предводителя.

На начальном этапе  Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла  к судье. Приказы содержат нелестные отзывы о представителей судейского состояния - плутовство, предвзятость.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал  свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали наказанию (200 ударов палками и пять ран). Рамсес издал приказ о наказании взяточников, их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников: "И не будет сын твой на месте твоем". То есть, им не давалась власть и возможности, как у их отцов, для получения взяток.

Законы, обычаи особенно обороняли культовые сооружения: "Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа - на того ожидает проклятие. Кто совершит подобное - пусть сожрет его крокодил, пусть укусит его змея. Никто не нальет им воды, не проведет погребальных церемоний, дети не займут его место, и боги не получат хлеба их жен". Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, били палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили заживо - не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были раскрыты и ограблены. Стражники вошли в сговор с грабителями, ниже жрецами и чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли, и без украшений и золотых масок поместили в тайном месте.

 

Наследственное  право

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей жена становилась единственной наследницей. У египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально подлежал регистрации в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей. На детей как на наследников накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью, кто-то из членов семьи назначался ответственным при уходе за могилой и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, которым пользовался только по назначению и не мог распределить между своими детьми.

 

 

Процесс

Особое место в праве  Древнего Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и решений, принимаемых, было предотвращение возможности повторного преступления. Целью судейского участия в делах управления государством является очень древней по происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и смиренных. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило - правосудием следует управлять справедливо, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. С этих времен и пошло выражение: "Закон един для всех". Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывалось его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство имело письменный характер. Фактически суд не был отделен от администрации. Главою судебной власти был фараон. На технику изготовления законов в Древнем Египте проливает свет указ фараона Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нем рассказывается о том, как "исследуя дела, судья лично говорит, а писец с прибором и свитком записывает". В этом же указе можно также увидеть критерии отбора на должность судей: "Благотворные, учтивые, которые умеют судить, слушают речь царя и законы судебной палаты". Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времен Древнего царства были так называемые "шесть палат", главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии.

В период Нового царства  судебная власть регулировалась особыми коллегиями: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Вместе с государственными судами существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Маат" и ее символ носили на груди, взяточничество в судах было обычным явлением, как и во всем государственном аппарате.

 

Армия

Египетская армия была организована в форме военных поселений, расположенных на наиболее опасных направлениях: на нижнем течении Нила было наибольшее количество военных поселений, здесь можно было ожидать нападения со стороны азиатских государств; в Верхнем Египте военных поселений было меньше, поскольку эфиопы серьезным противником не считались. Кроме того, покоренные нубийские племена, которые жили по берегам Нила, были обязаны поставлять Египту определенное количество воинов для несения внутренней, "полицейской" службы. Во времена великих походов фараоны усиливали свое войскко за счет покоренных соседних племен. Войско Древнего царства (3200-2400 годы до н. е) укомплектовывалось воинами, имевшими земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих наёмщиков. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из Верхнего и Нижнего Египта и стран Африки. Фараоны брали обычно одного воина из 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек и состояло из отрядов, делящихся на загоны.

Уже в период Древнего царства  египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели одинаковое оружие.

В период Среднего царства  была усовершенствована организация войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6,40,60, 100,400,600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения вооруженных воинов-копьеносцев и лучников, которые имели порядок построения для движения, двигались колонной по четыре воина в ряду спереди и в десять в глубину по длине.

В период Нового царства (начиная  с 1560 года до н. е) большую часть воинов египетской армии были вооружены мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин, кроме щита, имел шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы, древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии Египта. После введения одинакового вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставила вопрос о порядке ее построения. Появилось устройство пехоты, движения ее стали ритмичными.

Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно выдвигалась разведка. На остановках египтяне делали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов войны применяли построение, которое называется черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, винею (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу. В египетском войске можно увидеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещать воинов на поле боя. Бой начинали боевые колесницы, по которым двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, которые были боевой поддержкой. Так боевая практика постепенно производила определенные правила ведения войны и боя, ставя свои требования к войскам и командования.

http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1203495


Информация о работе Источники права в Древнем Египте