Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 08:16, контрольная работа
Целью данной работы является анализ источников (форм) права.
В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно-правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно- правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и классификация источников права 5
2. Нормативно правовые акты как источники права 11
3. Классификация нормативно-правовых актов 16
4. Систематизация нормативно-правовых актов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мы выделяем следующие виды законов:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий
учредительный политико-
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это акты
текущего законодательства, посвященные
различным сторонам социально-
4) законы субъектов Федерации -
издаются их представительными
органами и действие их
Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативно-правовые акты.
Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Существуют такие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие
по юридической силе
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления
5) решения, распоряжения, постановления
местных органов
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты -
это нормативные предписания, принятые
на уровне конкретного
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
-нормативные акты неопределенно длительного действия;
-временные нормативные акты.
Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
4. Систематизация нормативно-правовых актов
В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». 1В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.
И начнем с самого простого вида систематизации – инкорпорации. Инкорпорация – «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.» 2
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства.
Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация - «деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений».1Кодификация всегда носит официальный характер. Кодификации присущи следующие признаки: ей занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов.
1)Основы законодательства - такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
2)Кодекс – традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов - один из эффективных путей решен проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
3)Устав – нормативно правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы).
4) Положение - это нормативно-правовой акт, детально регламентирующий группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения, организации).
5)Правила – нормативно правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
И так, мы можем сделать вывод о том, что кодификация представляет собою наиболее сложную и совершенную форму систематизацию законодательства, имеющую правотворческий характер.
В заключение этого вопроса мы можем с уверенностью сказать, что систематизация очень важна для правильного использования и нахождения нормативно правовых актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «источник права» употребляется на протяжении многих веков и естественно, что за такой долгий период своего существования оно трактовалось разными правоведами по-разному. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития. Отсюда ключевая категория правоведения, источник права, традиционно является одной из самых дискуссионных. Следует также сказать о том, что помимо различий в понимании сущности и определения понятия источника права существует проблема соотношения источника и формы права. Итак, под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
История человеческого общества выработало следующие источники права: нормативно правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного Российского государства. При рассмотрении вопроса о нормативно правовых актах как источниках права мы пришли к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. И юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Российской Федерации
2 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М.: Юристъ, 1999. – 672 с.
3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c.
4 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.
5 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.
6 Колюшкина Л.Ю., Лавриенко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. – Москва: 2004. – 304 с.
7 Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 2002. – 240 с.
8 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с.
9 Infopravo – Законодательство
России [Электронный ресурс]: Постановление
Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении
дел по заявлениям прокуроров о признании
правовых актов противоречащими закону».
Режим доступа: http://infopravo.by.ru/
10 Lawmix – актуальная правовая
информация [Электронный ресурс]: Бошно С.В. - Развитие
признаков нормативного правового акта
в современной правотворческой практике.
Журнал российского права, № 2, февраль
2004 год. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/
11 Бошно С.В. - Понятийные и технико-юридические
проблемы подзаконных актов. Журнал российского
права, № 12, декабрь 2004 год. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/
12 Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ [Электронный ресурс]: Иванюк О.А. - Источник
права: проблема определения. Журнал российского права,
№ 9, сентябрь 2007 год. Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_
1 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., 832 стр. ISBN 5-86225-910-4,
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Уч. для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
1 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с.
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2
1 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с. – ISBN 978-5-8041-0288-4
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c.
2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с. - ISBN 5-98032-006-7
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7
Информация о работе Источники права в Российской правовой системе