Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Несомненно, что появление права как регулятора общественных отношений было вызвано потребностью времени. Для наилучшего понимания такого феномена общественных отношений необходимо исследовать его источники, именно эту тему я выбрала для написания своей курсовой работы. Она мне показалась интересной, актуальной и неоднозначной.
Вопрос исследования понятия «источник права» является достаточно проблемным для всей юридической науки, что выражается в многочисленных спорах и дискуссиях о сущности понятия «источник права», его взаимосвязи с другими категориями государства и права и его роли в осмыслении самого понятия «право».

Файлы: 1 файл

курсовая государство и право правленная.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

      7.1. Доктрина.     

      Признание доктрины как самостоятельного источника  права находится в зависимости от подхода к сущности права. Данная закономерность отмечена в работе И.Ю. Богдановской: "Юридический позитивизм, не признавая самостоятельность правовой науки, стремится подчинить ее прецеденту. Сторонники  социологического позитивизма выходят за рамки правовой науки и обращают внимание на достижения других социальных наук: Представители естественно-правового направления не только признают самостоятельный характер правовой.

      Задача  доктрины в жизни современного общества и государства - быть источником права, что не исключает и действия в  качестве формы. Влияние доктрины на законодателя идет одновременно по нескольким направлениям. Оно не всегда носит прямые формы и может подвергаться различным деформациям. Самым простым и очевидным доказательством роли доктрины является прямое закрепление в законодательстве доктринальных положений. В тоже время распространено мнение и о снижении роли доктрины в жизни современного государства и общества. Сторонниками подобных взглядов являются В.С. Нерсесянц, И.Ю. Богдановская. Позиции ученых объединены тем, что они видят тождество науки и доктрины и под "общим мнением юристов" понимают научные взгляды, имеющие широкое распространение. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что роль доктрин обусловлена особенностями исторического пути государства, господствующим типом понимания права, современным состоянием системы форм и источников права, принадлежностью страны к определенной правовой системе. В тоже время доктрина представляет собой развитую новеллистическую теорию, отражающую сложившееся научное мнение, которая в силу своей глубины и авторитетности востребована общественной практикой и определенным образом влияет на законодателя8.

      7.2. Религиозные тексты.

      Многие  религии послужили источником права  в идеальном плане. Но использовались не только общие идеи, религия может непосредственно влиять на право. Ни кто не будет спорить, что религия не содержит различных предписаний по поводу поведения человека, всяческих заповедей, запретов, табу. Эти предписания относятся не только к сфере отношений человека с Богом, но и к сфере человеческих отношений. Чего только стоит: "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй"- эти заповеди вошли в плоть всех правовых систем. Но в заповеди, явно регулирующее отношения между человеком и Богом, гласящей о единобожие, есть скрытый светский смысл. Она гласит: "Да не будет у тебя других богов пред лицом моим". Или в мусульманстве: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк его". Здесь заложен скрытый смысл: если нет других богов, значит нет и других заповедей, на лицо принцип единства правовой системы.  Некоторые заповеди носят превентивный характер, в частности 10 заповедь Библии: "Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". Если не желать чужого, то и состава преступления для совершения противоправного деяния не будет, незачем преступать закон. "Возлюби ближнего своего как самого себя" и "Бог наш, есть Бог единый. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всеми силами твоими"- по сути это перефразированная одна и та же фраза, ведь, христианство заявляет, что Бог в каждом. Таким образом, религия, не только христианство, регулирует отношения с Богом, а также общественные отношения. Она сама включает в себя совокупность норм и правил, является социальным регулятором, фактически действующим через тот же механизм, что и право9. В теократических и клерикальных государствах священные книги могут являться непосредственными источниками права, но скорее материальным, чем идеальным. За идеальный же источник можно принять конкретное их содержание.

      Примерами религиозных правовых систем служат мусульманское и иудейское право.

      7.3. Специфические источники права.

      Данные  источники права выражаются в  виде  правосознания судьи, суждения вождей, трудов мыслителей. Обычно, данные источники появлялись в период революционных потрясений в государстве, процессе ломки или упразднения прежнего права и создания нового законодательства в ходе становления и закрепления тоталитарных государственно-политических режимов.

      Данный  процесс можно проследить на примере  нашего государства. В первых нормативных  актах Советской власти 1917-1918 г.г., устанавливающих полномочия судов предписывалось судьям применять только декреты Советской власти, в случае же их не полноты или отсутствия соответствующего декрета  руководствоваться революционным правосознанием.   В период Гражданской войны в соответствии рассылаемыми циркулярами судам предписывалось при принятии решений ссылаться на труды К. Маркса и В.И. Ленина.

      8. Пределы действия  источников права. 

      Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

      8.1. Действие источников права во  времени.

      Действие  нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу. Таким образом, источник права вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом, начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования (на территории Российской Федерации законодательные акты вступают в силу через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти), вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

      Установление  точного срока вступления в силу источника права необходимо, так как именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ установлено общее правило, констатирующее что «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы нет имеет». Именно это положение призвано придавать стабильность и определенность существующим правоотношениям, т.к. субъекты права должны поступать в соответствии с действующим законодательством, однако в соответствии с той же статьей Конституции РФ (а это норма является общепризнанной среди цивилизованных государств) предусматривается ретроспективность действия закона, что основано на принципах гуманизма и целесообразности.

      Прекращение действия источников права происходит только на следующих основаниях:

      - по истечении срока действия  акта, когда такой срок был специально установлен;

      - в связи с изданием нового  нормативного акта, заменившего  ранее действующий;

      - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

      8.2. Действие источников права в пространстве.

      Пределы действия источников права в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

      Ограничения пространственной сферы в первую очередь связаны с уровнем  компетенции органа, придавшего ему  официальную силу. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве). Таким образом акт действует на той территории, на которую распространяет свои полномочия правотворческий орган, его принявший.

      8.3. Действие по кругу лиц.

      Существует  правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Данным лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

      В тоже время имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории, таким образом, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если данная категория лиц совершает правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

      Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

      Заключение.

      При написании данной курсовой работы столь  проблемная тема, как «Источники права», по моему субъективному мнению, рассмотрена всецело и, учитывая указанные рамки, довольно-таки подробно.

      Я уяснила для себя, что же представляет из себя такое широкое понятие как «источник права». Данное макропонятие до сих пор остаётся и, быть может, будет оставаться проблемным, но это уже не будет зависеть от объективных причин. Как мне кажется, данная тема при детальном рассмотрение и «холодной голове» является хоть и достаточно непростой, но, всё же имеющей шанс быть уяснённой в той или иной степени для исследователя.

      На  основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что источником права, учитывая широту лексического значения данного термина, могут являться: окружающая человека действительность как естественный источник, само общество как социальный - его истинное состояние и реально складывающиеся отношения, экономический - экономическая обоснованность, материальный - только суверенное общество может быть источником права в демократическом государстве. Так же материальными источниками права может являться опосредованно само государство, в частности его органы, представляющие ту или иную ветвь власти, международное право, и это ни сколько не будет умоляет суверенитета ни какого народа. Но не только субъекты правотворчества имеют право называться материальными источниками, конкретные детища правотворца, памятники права- так же являются источниками права. Не брать же в расчёт идеальный источник права просто нельзя. Право без теорий, идей, всевозможных учений, других источников, рассматриваемых в идеальном смысле просто было бы бессмысленно, то есть не выражало бы не каких идей, установок, не стремилось бы к какой-либо цели, представить право без правосознания, его принципов, программного права, юридической экспертизы просто невозможно. Близкий к нему по смыслу философский источник права некоторые склоны вообще считать главным социальным индикатором состояния общества. Данная плеяда называется первичными источниками права.

      Единственным  же вторичным источником является внешняя форма права, так называемый формально-юридический источник, но не как не внутренняя, так называемая «система права».

      Внешняя форма права представляет собой  совокупность способов выражения и закрепления содержания норм права.

      На  примере материальных, идеальных и формально-юридических источников права мы попытались раскрыть содержание самого главного в нашей работе мегопонятия. Однако все дифференты понятия необходимо рассматривать в совокупности, в гармоничном их сочетание. Только это поможет понять смысл «источника права», его истинную природу. Поступив именно так, мы убедились, что это действительно целая категория науки. По результатам выполненной работы, можно с уверенностью сказать, что источник права -  это вся та совокупность факторов, так или иначе влияющих на формирование, становление, развитие, права.

      Рассмотрев само понятие источников права, предпосылки правообразования, субъектов, кто в праве творить право, то, что они используют в этом действе, и то, в каких формах оно выражается, можно сделать вывод, что источниками права являются исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. При этом официальный характер источник права приобретает либо путем правотворчества, либо путем санкционирования.

       Список  использованной литературы: 

  1. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права –Ростов -на -Дону, 2002. – 512с.
  2. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для студентов ВУЗ-М., 2004. – 563с.
  3. Теория государства и права (схемы и комментарии)/ Под редакцией Р.А. Ромашова, Спб, 2000.- 208 с.
  4. Марченко М.Н. Источники права : учебное пособие.- М., 2007. - 760 с.
  5. Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правопрменения. М., 2002. – 176 с.
  6. Спектор Е.И. Судебный прецедент как источник права// Журнал российского права. – 2003.-№ 5.
  7. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. – 2003.- № 8.
  8. А.Н. Талалаев. Юридическая природа международного договора - М., 1963.
  9. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. – 2003. -№ 12.
  10. Тер-Акопов А., Толкаченко А. Библейские заповеди: христианство как метоправо современных правовых стстем./ Российская юстиция. -2000 - № 6.
  11. Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 года№101-ФЗ «О международных договорах» (в редакции Федерального закона РФ от 01.12.2007 № 318-ФЗ).

Информация о работе Источники права