Исторические предпосылки возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Содержание работы

Введение... ....3

Глава 1. Государство как форма политической организации общества
1.1. Власть в догосударственный период развития ​общества ....5
1.2. Признаки государственной власти ....8

Глава 2. Анализ основных предпосылок возникновения государства
2.1. Экономическая предпосылка ..14
2.2. Религиозна предпосылка ………………………………………….......15
2.3. Военная предпосылка …………………………………………….......17
2.4. Социальная предпосылка ………………………………………....... 20

Заключение ..23

Список литературы ..25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТГП.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Абсолютизируя роль насилия  в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

 

2.4 Социальная предпосылка

 

На мой взгляд социальная предпосылка обширно охватывает несколько теорий происхождения. Так как государство это есть взаимоотношение людей между собой, которые устанавливаю какие либо правила и устои. Человек сам по себе устроен так что ему нужен коллектив, потребностью подчиняться, подражанием и т.д.

Патриархальная теория возникла в древности: ее основателем  был Аристотель (III в. до н. э.). Смысл  этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства  – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения  патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства  подобного способа возникновения  государства. Напротив, установлено, что  патриархальная семья появилась  вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Представителями психологической  теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через  человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. софистами в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н. э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе»

Основой договорной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадывались, - писал он, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека  станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

Классическое обоснование  договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа. Деспотизм, по Руссо, высшее  и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых  как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной  нового  отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Причины возникновения  государства до сих пор носят  дискуссионный характер. Из всех теорий возникновения государства на сегодняшний  день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня.

Марксистская теория связывает возникновение государства  и права с развитием производства и появлением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку собственник стремился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то, естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью.

Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также право, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип "частная собственность священна", что обществу было трудно понять после бывшей общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.

Существует множество  теорий возникновения государства  и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зерно, поэтому изучение всех теорий не только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.

Государство явление  многогранное. Рассмотренные нами предпосылки  и теории по разному объясняют  причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая  предпосылка  раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества.

Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов.

 С этой позиции  в деятельности государства, функционирование  права выражается общие скоординированные  интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет  общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев С.С. Общая  теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД,  2003.

2. Бутенко Л.П. Государство:  его вчерашняя и сегодняшняя  трактовка. "Государство и право", 2003. - № 7, с. 19-22.

3. Дмитриев Ю.А. Соотношение  понятий "политическая" и "государственная"  власть в условиях формирования  гражданского общества. "Государство  и право", 2001.-№ 3, с. 14-19.

4. Марченко М.Н. Теория  государства и права. - М.: Зерцало,  ТЕИС, 2001, 476 С.

5. Першин А. И., Монгай  А. Л., Алексеев В. П. История  первобытного общества. - М.; Наука. 1982.

6. Теория государства  и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова  А. Б. М., 2002, с. 48-56.

7. Общая теория государства  и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.

8. Общая теория права  и государства. Под ред. Лазарева  В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.

9. Общая теория права  / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002

10. Н.И. Матузов; А.В.  Малько Теория государства и  права. М.   2002

11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003. С. 20-30, 33-37.

12. Чиркин В. Е. Три  ипостаси государства. "Государство  и право". 2001.-№ 8., с. 45-47.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Исторические предпосылки возникновения государства