История государства и права Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности права Византии.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
осветить общественный строй Византии;
раскрыть государственный строй Византии;
дать общую характеристику и рассмотреть источники права Византии в IV-VII вв.

Файлы: 1 файл

Bcnjhbz ujcelfhcndf b ghfdf dbpfynbb.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия I и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью  «очищение старых законов» и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886-912 гг.) ознаменовалось подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке законодательства Юстиниана. Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация «Василики» («Базилики»), т.е. «царские законы», призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Использованный в «Василиках» огромный правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана, состоявшем из нескольких самостоятельных частей (книг). «Василики» - единый законодательный памятник, включающий 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Составление «Василик» не означало отмены законодательства Юстиниана, которое, однако, все более выходило из употребления. С конца XII в. «Василики» стали единственным действующим сводом византийского права.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского  права оказали некоторые частные  юридические компиляции, среди которых особенно выделялось «Руководство к законам, или Шестикнижье» Константина Арменопуло (около 1345 года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахий и Молдавии. «Шестикнижье» признавалось действующим правом Бессарабии в XIX веке после ее присоединения к России.

Составной частью правовой системы  Византии было церковное право, которое  складывалось в основном из постановлений  вселенских соборов и патриархов. Важное место здесь принадлежит решениям Вселенского Трульского собора в конце VII в., который утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать «ложные каноны», или каноны, не санкционированные каким-либо другим Вселенским собором. На основе признанных норм церковного права, а также частично и императорского права составлялись особые сборники - Номоканоны (наибольшую известность имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Так, например, Номоканон в редакции XI века включал важное положение, согласно которому отменялось законодательство Юстиниана, а «Василики» тем самым становились единственным действующим правом Византии. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в «Кормчие книги».10

Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для  средневековой Европы. Оно характеризуется  относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства  в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

На рубеже XI-XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.

Политический и социально-экономический  кризис Византии в XIII в. и последующая гибель Византийского государства стали поэтому закономерным историческим итогом.

 

Заключение

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие  экономические и социальные позиции  в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы - Константинополя.

Состав эксплуатируемой части  византийского общества также отличался  значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии.

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными  особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала  и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так  и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии.

Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для  средневековой Европы. Оно характеризуется  относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства  в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

На рубеже XI-XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.

Политический и социально-экономический  кризис Византии в XIII в. и последующая гибель Византийского государства стали поэтому закономерным историческим итогом.

 

Список литературы

 

  1. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Батыра. – М.: Дело, 2003.
  2. История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА 2004.
  3. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – СПб: Питер, 2002.
  4. Сауляк Ю.В., Цвигун Д.П. История государства и права зарубежных стран. – Москва: МАУП, 2000.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юстицинформ, 2004.

1 Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – СПб: Питер, 2002. С. 58.

2 Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Батыра. – М.: Дело, 2003. С. 89.

3 Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Батыра. – М.: Дело, 2003. С. 90.

4 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юстицинформ, 2004. С. 163.

5 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юстицинформ, 2004. С. 164.

6 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юстицинформ, 2004. С. 165.

7 Сауляк Ю.В., Цвигун Д.П. История государства и права зарубежных стран. – Москва: МАУП, 2000. С. 134.

8 История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА 2004. С. 223.

9 История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА 2004. С. 224.

10 История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА 2004. С. 226.


Информация о работе История государства и права Византии