История образования и развития государства Урарту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я акцентирую внимание на царей, правивших в стране, от Арама I до Русы II, на их государственную деятельность. Невозможно рассказать про Урарту, не затронув Древнюю Ассирию, на протяжении всего своего существования Урарту сражалось с войсками ассирийцев за территорию, конечно, были и другие недруги, но ассирийцы испокон веков являются основными противниками Урартского государства.
Так же в своей работе мы расскажем про письменность, религию, строительство и экономику государства Урарту.
Так же в своей работе мы приведем пару примеров, которые доказывают, что Урарту именно армянское государство.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Образование государства Урарту 4
1.1. Страна «Наири» 4
1.2. Усиление государства Урарту 5
1.3.Урарту-могущественное государство передней Азии 6
Глава 2.Урарту и соседние государства 7
2.1. Политические противостояния между Урарту и Ассирией 7
2.2. Мидийцы и распад Урарту.
Глава 3.Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту.» 11
3.1.Общественный строй 11
3.2. Государственный строй. 12
3.3 Экономика Урарту. 13
3.4 Строительство в Урарту. 14
3.5 Клинопись. 14
3.6 Религия в Урарту. 15
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

kursach_33.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 В середине VII века до н.э. появились новые враги -  скиффы. Урарту и ассирийцам пришлось объединить свои силы, что бы противостоять новому врагу.13

 

2.2 Мидийцы  и распад Урарту.

        В VII веке до н.э. образовался племенной союз мидийцев. Со столицей  Экботана. Во главе со своим правителем  Каштарити, мидийцы восстали и  обрели независимость от ассирийцев в 673 до н.э.  В союзе с Вавилоном мидийцы завоевывают Ассирию в 612 году до н.э. Сражения продолжались до 605 года до н.э. После распада Ассирии, вся их территория была разделена между мидийцами и Вавилоном.

 В конце VII века до н.э. Урарту с трудом отбивалось от вторжений скиффиских и киммерийских племен. Территория Урарту постепенно сокращалась, переставали подчиняться центральной власти подвластные “цари” и племена. Власть Урартских царей распространялась уже только на территории, прилегающей к озеру Ван с востока.

 В одном из Вавилонских летописей есть упоминание, что в 610 году мидийцы завоевали Урарту, но в Библии упоминается, что Урарту еще существовала до 90 годов VI века, последним царем Великого государства Урарту был Руса III.14

 

Глава3. «Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту.»

 

3.1. «Общественный  строй».

 

Крупнейшим рабовладельцем в Урарту являлся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На его землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из других стран 12 750 юношей, 46 600 женщин, 12 000 воинов, 2 500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающимися на труде рабов.

        Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

  Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

  Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

  В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.

3.2. «Государственный  строй».

  Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

  В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении эксплуатируемых рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

  Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители по существу обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.15

3.3. «Экономика Урарту»

В Урарту основной производительной силой было земледелие и скотоводство.  Строительство каналов способствовало развитию земледелия, кроме канала Менуа, недалеко от столицы был разложен 25-ти метровый водоканал, который назывался водоканал Руса I. До сих пор сохранился водоканал, недалеко от современного Еревана,  который  из реки Рздан через тоннель снабжает водой Араратскую долину. Процветало садоводство и виноградарство.

На горных территория основная часть населения занималась скотоводством.

Больших успехов добились ремесленники. Во время раскопок в урартских крепостях и городах, было найдено боевые оружия, украшения, посуда, изготовленные из бронзы, железа, серебра, золота, разных видов камней, глиняные, костяные и из других материалов изготовленные урартскими мастерами. Так же были найдены куски одежды и ковров из шерсти, волокна и кожи животных.16

 

3.4. «Строительство в Урарту»

 

Урартское царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строились города- крепости, становившиеся  административными и военно-политическими  центрами области, региона, района. Город- крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах вместимостью более 1000 литров, хранились большие запасы продуктов для военных и государственных нужд. Вокруг цитадели распространялся сам город,  в котором жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей того периода- Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.

 В строительстве,  в основном, применялись камень, глина, реже кирпич. Архитектура  дворцов и домов была простая,  строения- одноэтажные, крыши делались из дерева, камыша и покрывались глиной. Жилые помещения изнутри украшались фресками и настенной живописью, у входа ставились каменные скульптуры богов, мифических животных. В Строительсве храмов применялись обтесанные камни. На стеле, найденной во дворце Ассирийского царя    Саргона II, сохранилось изображение взятия и разграбления святилища бога Халди в Мусасире. По архитектурному строение храм напоминал известный эллинистический храм Гарни.

3.5. «Клинопись»

          Многое об истории и культуре Урарту мы узнаем из клинописных надписей Урартских царей. Клинописью так же выполнялись надписи Ассирийских царей. В Урарту быстро освоили Ассирийскую клинопись и приспособили к своему языку.

    Язык Урартских  надписей неиндоевропейский, а  так называемый урартский. Он уже давно расшифрован, все надписи прочитаны. На этом языке, вероятно, говорила правящая элита, население области Биайнили, лежащей к востоку от озера Ван. После образования объединенного государства этот язык стал официальным государственным языком Урартского царства. На нем составлялись строительные надписи, писались письма. Но на огромной территории государства, объединявшего многочисленные государственные образование и племенные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский армянский язык. Эти языки параллельно существовали. В них есть множество заимствованных слов, что свидетельствует о длительном соприкосновении и взаимопроникновении этих языков. После падения Урартского царства урартский язык перестал быть официальным государственным языком, его письменность была забыла, носители полностью ассимилированы и поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья. Неиндоевропейское население полноценно участвовало в завершении процесса образования армянского народа и языка.17

 

           3.6 « Религия Урарту»

 

     В религии государственной религией было язычество. В Урартском пантеоне было более ста богов. Они перечислены в клинописи «Дверь Мгера», которая была написана в годы правления Ишпуина и Менуа. Для каждого бога написано сколько жертв надо принести. Больше всех требовалось для бога Халди, который был покровителем царей. Второе и третье место занимали Бог Войны Тейшебаини и Бог Солнца Шивини. После них следовали их жены и другие божества.

    Среди Урартских богов были так же Боги рек, озер и гор.

    Видимо, про  этом Богов существовали легенды,  которые не дошли до нас,  но их следы сохранились в  древнейших легендах армянского  народа.18

 

 

 

 

Заключение.

     В своей курсовой работе мы рассмотрели особенности развития древнего могущественного государства Урарту, находившегося на Армянском нагорье. Изучив историю Урарту, мы выяснили насколько нелегка была судьба данного государства, с самого начала возникновения государства  боролось за территории с могучей Ассирией. Но в итоге пало государство от рук мидийцев.

    Кто же может  называть себя предками урартцев? Несомненно, рассматриваемое государство  было многонациональным, но основной  массой населения были армяне.

 

    Это доказывает  несколько фактов, которые мы приведем ниже:

 

  1. Два брата поднимают восстание против своего отца ассирийского царя, убивают его, а убежище находят в Урарту (ассирийские источники). В Четвертой книге царей Ветхого завета те же события, только там говориться, что они сбежали в государство Арарат.
  2. В армянском эпосе «Сасунци Давид» описываются те же самые события  и говорится, что браться сбежали в Сасун ( юго - запад Армянского нагорья)
  3. Мовсес Хоренаци описывая эти события пишет “… они пришли к нам”
  4. В VI веке до н.э. было создано Аххиминетское царство, которое оставило нам свидетельства на трех языках: аккадском, эламском и староэлмаском и эламском. Персы называют территорию Армения-Армина. В некоторых местах та же самая территория указывается как Уруатри( аккадский), Бианстронская надпись( Дарий I). Урарту и Арарат это одно и тоже слово, ранее из них появилось Арарат.
  5. Профессор Мещанцев говорит, что главное божество урартов- Халди, это тот же самый армянский бог Айк.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Мелик Башхян: «История Армянского народа» 1988 г.
  2. Хачикян. А. Э:   «История Армении»  (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г.
  3. Чобанян П: «История Армении» 2004 г.
  4. Саркисян Г: «История Армении» 1993 г.
  5. Чистяков И.О: «История отечественного государства и права». часть первая 2007 г.
  6. Новосельцев, А.П: «Древнейшие государства на территории СССР.»    1985 г.
  7. Бархударян В.Б : «История Армении.» 2000 г.
  8. Арутюнян Н.В. «Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.» Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г.
  9. Пиотровский Б.Б. «Ванское царство (Урарту)». Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. 
  10. Меликишвили Г.А. «Урартские клинообразные надписи».  Москва: Издательство АН СССР, 1960
  11. Баграт Угубабян.  «Сборник бесед. Ереван» 1991 г.
  12. Р. Ишханян.  Иллюстрированная  История Армении. Книга 1. Ереван 1990 г.

1 Хачикян. А. Э.   История Армении (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г. стр.18

2Хачикян. А. Э.  История Армении (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г.

стр.18-19.

3 Мелик Башхян.  История Армянского народу.  стр. 36.

4 Баграт Угубабян. Сборник бесед. Ереван 1991 г. стр. 71-72

5 Р. Ишханян. Иллюстрированная История Армении. Книга 1. Ереван 1990 г. стр 45-47.

6 Мелик Башхян. История Армянского народа. стр. 40

7 Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959.  стр.286 .

8 Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960.

9 Бархударян В. История Армении.  стр. 24-32

10 Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г. стр.368 

11  Новосельцев, А.П.Древнейшие государства на территории СССР.  1985г.  стр. 94-97

12 Хачикян. А. Э.   История Армении  (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г. стр.22

 

14 Мелик Башхян.  История Армянского народа. стр. 60-61

 

15 Чистяков И.О. История Отечественного государства и права. Часть 1. Стр 15

Информация о работе История образования и развития государства Урарту