История парламента Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.

Файлы: 1 файл

Проблемы финансового управления на предприятиях находящихся в различных процедурах банкротства.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная  монархия. В большинстве стран  она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства  означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического  аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.

Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан.

   Становление и развитее Английского парламента происходило в период с 8-15вв., за такой длинный временной период парламент развивался, учась на своих ошибках, благодаря ему Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

  Поэтому Я решил немного  рассказать о рождении и развитии парламента. А еще интересен и тот факт, что парламент имеется и у нас, и, изучая развитие Английского парламента ясно видно, что мы взяли себе, а что пока нам не пригодилось.  Поэтому в двойне интересней рассмотреть развитие парламента Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятия парламента

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) —

1.общее название высшего представительного  и законодательного органа в  государствах, где установлено разделение  властей. В этом смысле термин  парламент употребляется в конституциях Украины, России[1], Таджикистана, Туркменистана.

2.Собственное наименование для  обозначения высшего представительного  органа. Применяется в Армении,  Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии,  Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и других странах.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

История парламента

  Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления  общества во власти. Часто парламент  играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в  мире считаются парламенты Острова  Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный  в 979 году, на протяжении своей истории  действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы  хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором  настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами - для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной  или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане - Сенат парламента и Мажилис парламента,в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две  палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые  нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как  правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют  также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным  делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются  фракции, формируемые по политическому  принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

Великобритания — двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин)

Китай — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей

Россия — двухпалатное Федеральное  Собрание: Совет Федерации и Государственная  Дума

США — двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей)

Украина — однопалатная Верховная  Рада

Франция — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание)

Финляндия - однопалатный Эдускунта

Азербайджан - однопалатный Милли  Меджлис

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира.

Глава 2. История английского парламента

2.1 Возникновение парламента

В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.

   Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (" старшие и меньшие бароны "). В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке " архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место .

В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей.

Во второй четверти 13в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской  власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

Стремление знати поставить  только под свой контроль королевскую  власть вызвало оппозицию среди  более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт - "Форму управления", составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент - в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в.

Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда  не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин  была иной. Как отдельная парламентская  структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в.

Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими).

К концу столетия возникла должность  спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот).

Члены нижней палаты - в отличие  от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными.

Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия  в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.

С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.

Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний  палат, был французский. Некоторые  записи, в основном служебные или  относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.

Информация о работе История парламента Англии