История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Исторические условия и особенности становления и развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

Файлы: 1 файл

KR_Istoriya_politicheskih_i_pravovyh_uchenij.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

Контрольная работа

по направлению  «Юриспруденция»

квалификация (степень) «магистр»

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2014

Вариант 5

 

I. Тестовые задания:

1. Наиболее тесно история  политических и правовых учений  связана с:

а) теорией и историей государства и права;

б) философией права;

в) политологией и социологией.

2. Как соотносятся между  собой понятия «политическое»  и «государственное»?

а) совпадают;

б) как часть и целое;

в) не совпадают.

3. Предметом истории политических  и правовых учений является:

а) совокупность политико-правовых теорий;

б) общие закономерности  возникновения и развития политики и права;

в) история политических партий.

4. Политико-правовое учение  Моизма в Древнем Китае придерживалось:

а) патриархальной теории происхождения государства;

б) классовой теории происхождения государства;

в) договорной теории происхождения государства.

5. Государственное управление, согласно политико-правового учения  Легизма в Древнем Китае, должно основываться на:

а) законы – фа и суровые наказания;

б) волю бога;

в) волю народа.

6. Наибольшим злом в  государстве Пифагор считал:

а) монархию;

б) анархию;

в) демократию.

7. Согласно политико-правовых  взглядов Демокрита:

а) человечество – результат эволюции природы;

б) закон – искусственное человеческое образование;

в) все ответы верны.

8. Существенное влияние  на формирование и развитие  политико-правовой мысли Древнего  Рима оказало:

а) борьба сословий;

б) географическое расположение;

в) мусульманское право.

9. Цицерон подразделял  право на:

а) естественное и искусственное (волеустановленное);

б) религиозное и человеческое;

в) публичное и частное.

10. Кому принадлежит выражение  «Благодать излечивает волю»?

а) Цицерон;

б) Августин Блаженный;

в) Полибий.

11. Основным политико-правовым  произведением Марсилия Падуанского является:

а) «Государь»;

б) «Защитник мира»;

в) «О правлении властителей».

12. Согласно политико-правовых  идей Томаса Мюнцера:

а) власть следует передать простому народу;

б) государство должно осуществлять волю и цели бога;

в) все ответы верны.

13. Основополагающей идеей  богословского трактата Ж. Кальвина  «Наставление в христианской  вере» является:

а) божественное предопределение;

б) равенство людей;

в) разделение властей.

14. Наилучшей формой правления  в политико-правовом учении Ж. Кальвина является:

а) олигархия;

б) демократия;

в) тирания.

15. Основным политико-правовым  произведением Б. Спинозы является:

а) «Левиафан»;

б) «Республика»;

в) «Богословско-политический трактат».

16. Политико-правовое учение  Б.Спинозы основывается на:

а) этике;

б) религиозном мировоззрении;

в) идеях о строгой закономерности, причинной обусловленности.

17. Естественное право  у Б.Спинозы – это:

а) право делать все, что не противоречит природе;

б) «мощь», т.е. способность к самосохранению;

в) право делать все, что не запрещено законом.

 

18. Образцом государственной  организации Вольтер считал:

а) республику с парламентскими учреждениями;

б) монархию с парламентскими учреждениями;

в) аристократию.

19. Согласно политико-правового  учения Ш.Монтескье, ход истории  определяется:

а) действующими закономерностями;

б) божественной волей;

в) случайным стечением обстоятельств.

20. Кто в правовой мысли  стоял у истоков принципа разделения  властей, описав его в знаменитом  произведении «О духе законов»?

а) А.Н.Радищев;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) Ш.Л.Монтескье.

21. В каком известном произведении  Г.В.Ф.Гегеля наиболее полно и систематизированно изложено его учение о государстве и праве?

а) «Философия права»;

б) «Философия духа»;

в) «Философское право».

22. По мнению Г.В.Ф. Гегеля философская  наука о государстве и праве:

а) рассматривает закономерности развития права и государства;

б) призвана к постижению мыслей, лежащих в основе права;

в) изучает юридические закономерности.

23. Основным политико-правовым произведением  О.Конта является:

а) «Философия права»;

б) «Курс положительной философии»;

в) «Республика».

24. Согласно политико-правового  учения Р.Иеринга, государство - это:

а) организм социального принуждения;

б) коллектив свободных людей;

в) социальный субъект.

25. Кто из указанных авторов  является сторонником патриархальной  теории происхождения государства?

а) Аристотель; 

б) Г.Гроций;

в) Т.Гоббс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Исторические условия и особенности становления и развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному.

Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать.

На содержании политической идеологии Древнего Востока повлияли традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства (“ремесла”) управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. “Государь и его держава – вот главные элементы государства”, – сказано в индийском трактате “Артхашастра”.

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Информация о работе История политических и правовых учений