История развития законодательства социального обеспечения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 - х годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Право социального обеспечения советского периода.
1.1. Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политики "военного коммунизма" (конец 1917 г. - начало 1921 г.)
1.2. Социальное обеспечение в период нэпа (конец 1921-1928 гг.)
1.3. Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики (1929-1936 гг.)
1.4. Социальное обеспечение в период его огосударствления (1937-1989 гг.)

Глава 2. Право социального обеспечения в советский период.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Государство вводит в  практику организации социального  обеспечения новые механизмы, которые  находят выражение в государственных (федеральных) целевых программах. На основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // "Российской газете" от 31 декабря 2006 г. женщинам, родившим второго (третьего), ребенка после 1 января 2007 г., мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго (третьего) ребенка, предоставляются меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, оформленного соответствующим государственным сертификатом, за счет средств федерального бюджета, переданных целевым назначением в бюджет ПФР. Материнский (семейный капитал) устанавливается в размере 250 тыс. рублей и может быть направлен на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной части трудовой пенсии женщины. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 2 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199 была утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" и рекомендовано субъектам Федерации принять региональные целевые программы по социальной поддержке инвалидов. Другой федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг. устанавливаются формы государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем путем предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, удостоверенных государственным жилищным сертификатом Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября, 30, 31 декабря 2005 г., 11 августа, 11, 19 сентября, 30 декабря 2006 г., 3 июля, 11 августа, 15 октября, 29 декабря 2007 г., 19 февраля, 10 апреля 2008 г.) // "Российская газета" от 26 сентября 2001 г.. Довольно широкий перечень программ социальной поддержки отдельных категорий граждан (инвалидов, многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.) принимаются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, сегодня  в основе законодательства о социальном обеспечении лежат рамочные федеральные законы (частичная кодификация), регулирующие отдельные формы и виды социального обеспечения: обязательное социальное страхование, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, трудовые пенсии и т.д. Следующим этапом развития социально-обеспечительного законодательства являются разработка и принятие соответствующего кодекса. В науке права социального обеспечения Е.Е. Мачульской предлагалась примерная структура кодекса социального обеспечения, включающая разделы, посвященные государственному социальному страхованию и государственной социальной помощи. Обеспечение особых субъектов (военнослужащих, государственных служащих и др.) за счет ассигнований из федерального бюджета в силу их особой специфики выносится за рамки кодекса Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. М., 2000. С. 131-142..

В нашей истории развития социально-обеспечительного законодательства подобного акта не принималось. Следовательно, о традициях и преемственности говорить не приходится. В этой связи весьма плодотворным видится предложение о рецепции международного опыта, взяв за ориентир Европейский кодекс социального обеспечения, его структуру.

Заключение

В работе была рассмотрена  история развития права социального  обеспечения от начала советского времени  по сегодняшний день. Надо отметить, что за рассматриваемый период происходили  кардинальные изменения концепции  самого социального обеспечения, и соответственно его нормативной базы.

В советский период сложилась  государственная патерналистски эгалитарная  модель социального обеспечения. В  этой модели государству отводилась ключевая роль в разрешении социально-экономических  проблем всех социальных групп на уравнительной основе. Это были уравнительное государственное социальное обеспечение, по существу не зависящее от трудового вклада лица, полная гарантированная занятость и доступное государственное здравоохранение. Советское право социального обеспечения сформировалось как публичная отрасль. Иного было не дано.

 

Новый облик права  социального обеспечения обусловлен, на наш взгляд, модификацией природы этой отрасли. Она все больше приобретает частно-публичную природу. Отсюда новый облик отрасли связан также и с ее экспансией, расширением сферы действия за первоначальные публичные пределы. Речь идет, прежде всего, о расширении сферы договорного регулирования социально-обеспечительных отношений (социально-страховых и отношений по социальной помощи, социальному обслуживанию) и появлении широкого круга негосударственных организаций и органов как субъектов права социального обеспечения.

Сегодня проблема регулирования  социального обеспечения лежит  в экономической основе, в частности проблемы отрасли обусловлены тем, что в стране отсутствует достаточный экономический базис, позволяющий обеспечить достойное содержание нынешним пенсионерам, в отличии от той же Германии, где действует пенсионное законодательство времен канцлера Бисмарка, модифицированное в 2003 г. при том весьма успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566

3. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920

4. Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном  социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 12 августа 1998 г.

5. Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

6. Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых  пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

7. Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря  2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

8. Федеральный закон  от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

9. Основные условия  обеспечения пособиями по государственному  социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 // СП СССР. 1984. N 8.

10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 21 июля 1999 г.

11. Федеральный закон  от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // "Российской газете" от 31 декабря 2006 г.

12. Постановление Правительства  РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 2 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199

13. Постановление Правительства  РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября, 30, 31 декабря 2005 г., 11 августа, 11, 19 сентября, 30 декабря 2006 г., 3 июля, 11 августа, 15 октября, 29 декабря 2007 г., 19 февраля, 10 апреля 2008 г.) // "Российская газета" от 26 сентября 2001 г.

14. Астрахан Е.И. Развитие  законодательства о пенсиях рабочим  и служащим. М., 1971.

15. Бугров Л.Ю., Васильева  Ю.В. Трудовое право и право  социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии. Сборник статей. - М., 2002, № 9. - С. 65-68

16. Вестник Трудового  права и права социального  обеспечения: Право на труд  и право на социальное обеспеченин  в системе прав человека. Вып. 2 / Под ред: Лушников А.М., Лушникова М.В. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 176 c.

17. Захаров М.Л., Тучкова  Э.Г. Право социального обеспечения  России. М., 2004.

18. Захаров М.Л., Тучкова  Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002.

19. Комплексная учебно-методическая  разработка по курсу: Советское  право социального обеспечения  / Сост.: Гущин И.В.; Под ред.: Бодаков  А.В. - Гродно, 1981. - 81 c.

20. Лушников А.М., Лушников  М.В. Право социального обеспечения  России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. - С. 84-99


Информация о работе История развития законодательства социального обеспечения в России