История российского конституционализма в период монархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Почему в России встал вопрос о необходимости изменений? В начале XIX века страна оказалась перед выбором пути развития. Идя по первому, она могла и дальше сохранять традиционную структуру. Сохранение прежних порядков постепенно отдаляло бы Россию от ведущих стран Европы, что при ее экономической, политической и культурной ориентации было чревато недовольством привилегированных слоев и сословий. Вряд ли с таким развитием событий согласилась бы и сама верховная власть.

Содержание работы

Введение 3
1. Проекты реформирования государственного строя во времена правления Александра I 5
1.1. Планы преобразований М.М. Сперанского 7
1.2. Проект «Государственная уставная Грамота Российской империи» 10
1.3. Радикальные проекты декабристов 13
2. Реформаторская деятельность Александра II и проект реформ М.Т. Лорис-Меликова 15
2.1. «Конституция Лорис-Меликова» 16
3. Конституционная монархия в России 18
3.1. Манифест о Государственной думе 19
3.2. Манифест 17 октября 1905 г. 20
3.3. Открытие Государственной думы 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

istoriya_rossiyskogo_konstitucionalizma_v_period_monarhizma.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Конституционное право России»

 

Тема: «История российского конституционализма в период монархизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение  3

1. Проекты реформирования  государственного строя во времена  правления Александра I  5

1.1. Планы преобразований М.М. Сперанского 7

1.2. Проект  «Государственная  уставная Грамота Российской империи»  10

1.3. Радикальные проекты  декабристов 13

2. Реформаторская деятельность  Александра II и проект реформ М.Т. Лорис-Меликова 15

2.1. «Конституция Лорис-Меликова» 16

3. Конституционная  монархия в России 18

3.1. Манифест о Государственной  думе 19

3.2. Манифест 17 октября 1905 г. 20

3.3. Открытие Государственной  думы 25

Заключение  27

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Говоря о развитии российского конституционализма в период монархизма, следует обратить внимание на историю России XIX – начала XX века. Хотя, несомненно, российские правители предыдущих эпох, особенно Века Просвещения (XVIII в), были знакомы с понятием «конституция» в силу европейских событий того периода, но сложно представить, чтобы даже просвещенная Екатерина II задумывалась изменить самодержавный строй России. Лишь XIX век с его глобальными экономическими, политическими, социальными изменениями вызвал необходимость трансформации политической системы.

Почему в России встал  вопрос о необходимости изменений? В начале XIX века страна оказалась перед выбором пути развития. Идя по первому, она могла и дальше сохранять традиционную структуру. Сохранение прежних порядков постепенно отдаляло бы Россию от ведущих стран Европы, что при ее экономической, политической и культурной ориентации было чревато недовольством привилегированных слоев и сословий. Вряд ли с таким развитием событий согласилась бы и сама верховная власть.

В начале XIX века Россия оставалась абсолютной монархией, но монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, а как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование и неуважение к закону начинают трактоваться как преступление. Несмотря на стремление уважать закон, не меньше, а возможно, большее значение в процессе реформирования в стране играла личность императора и его непосредственное окружение. Личностный фактор по-прежнему оставался важнейшим в становлении российской государственности.

Поэтому, раскрывая тему «История российского конституционализма в период монархизма», остановимся на личности императоров XIX – начала XX века и их ближайшего окружения, рассмотрим реформаторскую деятельность и различные конституционные проекты окружения Александра I, Александра II и Николая II и выясним причины отказа от решительных изменений в политической системе российского общества, и вытекающие из этого последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проекты реформирования  государственного строя во времена  правления Александра I

 

Если Англия начала приобщаться  к традициям конституционализма уже в начале XIII века, то в России под влиянием Европы первые конституционные идеи и проекты появились лишь в XVIII веке. Известны, например, конституционные проекты графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. В 60 - 80-х годах этого столетия большое внимание конституционным вопросам уделяли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков. Видную роль в развитии конституционной мысли в России сыграли А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов.

Именно в XVIII веке были заложены основы двух направлений в развитии конституционализма — дворянского и просветительского, которым и дано было оказывать влияние на формирование и развитие общественного мнения, повышение его роли в жизни общества на протяжении длительного исторического периода.

В конце XVIII - начале XIX вв. в России становятся все более популярными идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканского обустройства России, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и другие. При чисто внешнем обзоре движение за конституционное развитие России выглядит единым. Но на деле в нем можно усмотреть, по меньшей мере, следующие направления: радикально-демократическое, либеральное и консервативное1.

Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.

Однако нарастание элементов  капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя  предопределили реформирование системы  власти.

После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был создан «негласный комитет» (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев1. В рамках «негласного комитета» они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию.

В первой половине XIX века с благословения царской фамилии вырабатываются конституционные проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Поскольку мысли и дела всех названных лиц были направлены на то, чтобы обеспечить эволюционное, поступательное развитие общества, избегая революционных потрясений, расширить свободу личности, укрепить частную собственность, традиционные институты духовной жизни (религию, науку, искусство), сохранить, модернизировав в соответствии с принципами конституционализма, традиционные государственные институты, то движение, представляемое частью из них, может быть охарактеризовано как либеральное, другой же частью - как консервативное.

 

1.1. Планы преобразований М.М. Сперанского

 

Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского (1772-1839), одного из ближайших советников Александра I.

В 1809 г. по поручению императора крупнейший юрист и государственный деятель России М.М. Сперанский составил план государственных преобразований  —  «Введение к уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. В нем предлагалось изменить правовые формы самодержавного правления, придав им черты законности и конституционности (выборность и ответственность чиновников, новая организация суда, разделение ветвей власти, государственный контроль и т.д.). (рис.1).

Их своевременное проведение в жизнь, по мысли Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. Он прямо заявил во «Введении к уложению государственных законов», «что настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и настало время применить и основать новый вещей порядок»1.

В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому  государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и  судебных функций и создание соответствующих  структур. План Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы.

 

Рис.1. Проекты реформ системы государственного управления

Сперанского М.М.

 

Избирательные права  Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам «среднего сословия» (купечеству, государственным крестьянам и т.п.). Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат, Проектируемую Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.

Ликвидации крепостного  права план Сперанского не предусматривал. Однако Сперанский выступал за ограничение  помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли Сперанского, не могло быть наказано без суда.

Преобразовательные проекты  Сперанского стали объектом острейшей  борьбы в верхах. Консервативная часть  дворянства и бюрократии выступала  против реформаторских замыслов Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете, реализовать свои планы в целом Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).

Этими мерами, направленными  на совершенствование бюрократической  машины, дело и ограничилось. Ненависть  консервативных кругов к Сперанскому  была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах1.

Нетрудно заметить, что Сперанский предложил проект, который осуществится – и то не в полном объеме – спустя почти 100 лет – в октябре 1905 г. Реформы начала XIX века не могли затронуть основ самодержавия, т.к. главная цель, стоящая перед ними была не в кардинальном изменении государственного строя, а в преодолении последствий прежней феодально-абсолютистской монархии.

 

1.2. Проект «Государственная  уставная Грамота Российской  империи»

 

В результате военных  побед и упрочения позиций  России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства польского российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818г., уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.

Значительное явление  в развитии конституционализма первой четверти XIX века - конституционный проект 1820 года «Государственная уставная грамота Российской империи», который предусматривал превращение ее в конституционную монархию (рис.2).

Работа над российской конституцией в обстановке большой  секретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819-1821гг. Кроме Н.Н. Новосильцева, принимали участие еще князь П.А. Вяземский и французский юрист А. Дешан.

Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав: 1) предварительные распоряжения; 2) о правлении Российской империи; 3) ручательства державной власти; 4) о народном представительстве; 5) о судебной власти; 6) общие постановления.

 

Рис.2.Система государственной  власти по «Уставной грамоте Российской империи».

 

По нему царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной  единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих  действиях только законом.

Подданным империи предоставлялись  определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.

Информация о работе История российского конституционализма в период монархизм