Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:32, доклад
Международные нормы права действуют на территории Израиля путем интеграции в израильское право с помощью закрепления во внутреннем праве и ассимиляции в нем. Однако здесь имеются некоторые особенности. Израиль – государство, содержащее в себе несколько правовых систем, причем ни одна из них не является доминирующей, все же все израильское право базируется на религиозной системе – иудейском праве. Будучи полноправным членом мирового сообщества, участником многочисленных международных договоров и соглашений, Израиль, разумеется, впитывает в себя общепризнанные международно-правовые нормы. Так, в Декларации независимости Израиля 1948 г. говорится, что права человека, закрепленные в ней основываются на гуманистических началах международного права и заповедей Торы, что по сути одно и тоже в том смысле, что международное право в том качестве, какое оно есть на сегодняшний день, основывается на этих десяти заповедях и законе Моисея.
Международные нормы права действуют на территории Израиля путем интеграции в израильское право с помощью закрепления во внутреннем праве и ассимиляции в нем. Однако здесь имеются некоторые особенности. Израиль – государство, содержащее в себе несколько правовых систем, причем ни одна из них не является доминирующей, все же все израильское право базируется на религиозной системе – иудейском праве. Будучи полноправным членом мирового сообщества, участником многочисленных международных договоров и соглашений, Израиль, разумеется, впитывает в себя общепризнанные международно-правовые нормы. Так, в Декларации независимости Израиля 1948 г. говорится, что права человека, закрепленные в ней основываются на гуманистических началах международного права и заповедей Торы, что по сути одно и тоже в том смысле, что международное право в том качестве, какое оно есть на сегодняшний день, основывается на этих десяти заповедях и законе Моисея.
Десять заповедей
имеют всеобъемлющий, универсальный
характер. Они охватывают важнейшие
сферы духовной и практической жизни
человека - религиозную, нравственную,
правовую. Подобный триединый охват
фундаментальных начал
Известный религиозный
мыслитель, современник Иисуса Христа,
Филон Александрийский
Невозможно отрицать тот факт, что Библия сыграла важную роль в развитии западного правосознания. Современные исследователи отмечают, что библейская традиция, средоточием которой является Моисеево право, учитывалась западной правовой мыслью на протяжении всей истории ее существования в условиях христианской цивилизации. В этом процессе выделяют пять этапов.
Первый этап охватывает период, начиная с христианизации римского мира и заканчивая эпохой императора Константина. На его протяжении в римское правовое сознание вошли иудейские и христианские нормативные представления, изменившие понимание сути брака и отношения к слабым и обездоленным.
Второй этап – это время с 1050 по 1200 г., когда на Западе проходила так называемая папская революция, направленная на систематизацию основной массы юридических норм и принципов и на урегулирование возникавших при этом противоречий между положениями римского права и христианским мировоззрением. Из этого следовали конкретные религиозно-правовые принципы:
· таинство крещения открывало путь к вступлению личности в гражданские права;
·
социальная дифференциация производилась
в соответствии с различением: а)
христиан и некрещеных язычников, евреев,
а также еретиков и отлученных;
б) клириков (священников, монахов) и
мирян; в) мужчин и женщин, обладавших
разными правами и
·
отсутствовало представление о
всеобщей, единой системе прав человека,
а также о необходимости
· субъектом гражданских прав мог считаться лишь тот, кто, будучи крещен, исповедовался и причащался не реже одного раза в год;
· отлучение от церкви имело для человека обязательным следствием утрату им гражданских прав.
Третий этап
влияния Библии на западное правосознание
связан с Реформацией. Протестанты
признали автономию правовых отношений,
их независимость от духовных властей.
Они отменили безбрачие священнослужителей,
узаконили принцип свободы
Основные идеи богословско-правовой концепции Лютера сводились к следующим положениям.
· Долг христианина - следовать воле Бога, соблюдать Его Закон и в первую очередь ту его часть, исполнять все вытекающие из этих заповедей более частные требования морали и права.
· От Бога исходит власть гражданских правителей. Поэтому они не имеют права на произвол. Их установления должны соответствовать принципам божественной справедливости.
· Заповеди выступают наиболее совершенным выражением справедливости, наиболее полной формулой естественного права.
· Божественное и естественное право установлены Богом для земного бытия людей. Юридические законы призваны служить соединительными звеньями между волей Бога и человеческой волей. И хотя они не избавляют людей от греховности, все же они делают человеческое существование приемлемым для Бога.
· Гражданские и уголовные законы заставляют человека делать то, чего от него хочет Бог, т.е. следовать по пути законопослушания и добродетели. Удерживая людей от дурных дел посредством угрозы наказания, законы тем самым обеспечивают необходимый общественный порядок.
Четвертый этап
был отмечен набиравшей силу секуляризации,
сопровождался ослаблением
Пятый этап связан с повторным открытием идей личной ответственности и нравственной автономии, попранных тоталитарными режимами XX в. Его пиком стал 1948 г., когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека.
В. Хубер, указавший на все эти этапы, предположил возможность наступления шестого периода, который должен стать временем сближения библейской правовой мысли с западными правовыми системами. Симптомы этого сближения присутствуют в тенденции нарастающего интереса современного правосознания к универсальным нравственно-правовым категориям, в том числе к такому понятию, как «общее благо». Это и интерес к началам, связующим индивидуальное с общественным, частное с общим.
Таким образом, иудейское право – основа не только израильского права, но и международного права, фундамент всех правовых систем и семей. Иудейское право проникло во все национальные правовые семьи, и по сей день, оно является своеобразным источником всего права в целом.