Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:19, доклад
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
ГБОУ СПО «Колледж полиции»
ДОКЛАД
на тему:
Избирательная система Российской Федерации
Выполнил:
Эйсмонт Станислав Викторович
Курсант 21 взвода
Предмет:
Конституционное право
Преподаватель:
Клюева Наталия Анатольевна
Москва 2013 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
1. ПОНЯТИЯ
И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права РФ, один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими
являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.
К числу таких источников относятся:
1) Конституция Российской
Федерации, конституции
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
2) ФКЗ от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации»;
3) ФЗ, а также законы субъектов Российской Федерации,
подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления:
Ø ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»;
Ø ФЗ РФ от 26 ноября 1996г. №138-
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
Ø Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г.
№228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;
Ø Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Ø другие законы;
4) указы и распоряжения
Президента Российской
администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по
достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом
недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов
государственной власти
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов).
Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против"
кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть
исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок
выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные КРФ, и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Этот порядок определяется
конституционно-правовыми
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.
2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Голосование на выборах
в Российской Федерации
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через СМИ.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем
нанесения избирателем в
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".
По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать
родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательноом участке было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список
избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям
возможность участвовать в
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Избирательные бюллетени
заполняются избирателем в
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
Информация о работе Избирательная система Российской Федерации