Избирательная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:19, доклад

Описание работы

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Конст. право.docx

— 32.13 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Колледж полиции»

 

ДОКЛАД

на тему:

 

Избирательная система Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Эйсмонт Станислав Викторович

Курсант 21 взвода

 

Предмет:

Конституционное право

 

Преподаватель:

Клюева Наталия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Конституция РФ гласит: «Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Граждане Российской Федерации  по настоящему получили право «избирать  и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

1.    ПОНЯТИЯ  И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА  РФ

Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права РФ, один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими

являются нормативные  акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.

К числу таких  источников относятся:

1) Конституция Российской  Федерации, конституции республик  в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) ФКЗ от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) ФЗ, а также законы субъектов Российской Федерации,

подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления:

Ø     ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации»;

Ø     ФЗ РФ от 26 ноября 1996г. №138-

ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Ø     Федеральный  закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г.

№228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;

Ø     Федеральный  закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ

«О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Ø     другие законы;

4) указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  акты глав

администраций и других руководителей  исполнительных органов субъектов

Российской Федерации  по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Демократические свободные  выборы в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по

достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ,  - быть  избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом

недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации  пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов).

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут  превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе  с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Избиратели участвуют  в выборах в Российской Федерации  на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах  в Российской Федерации "за" или "против"

кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в  Российской Федерации является тайным, то есть

исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

 

2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,  ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

      

2.1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок

выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные КРФ, и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательная система и  избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

    

2.2. ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

 Голосование на выборах  в Российской Федерации проводится  в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через СМИ.

Избирателю, который в  течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем  нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование  за других лиц не  допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать

родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую  Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательноом участке было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери.

Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в  список

избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям  возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных  ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой

избирательной комиссии. Члены  участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени  заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Избиратель, не имеющий возможности  самостоятельно заполнить бюллетень,

Информация о работе Избирательная система Российской Федерации