Избирательная система в современной России: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 04:17, реферат

Описание работы

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Реферат по палитологии

студентки С-4404 группы

Суковатой Маргариты Андреевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

 

Введение

Выборы являются основополагающим средством формирования органов  Российской Федерации.

 

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем  выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в  органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную  легитимность всей структуре органов  государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная  Дума и глава государства –  Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

 

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого  народного волеизлияния, важнейшее  проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие  на формирование органов государственной  власти и тем самым реализуют  свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии  обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих  же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской  войны и силового решения вопроса  о власти.

 

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились  формальные “выборы”, которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными  кандидатами, они проводились под  контролем властей, их итоги часто  фальсифицировались. В советский  период, например, “народные избранники”  традиционно получали по официальным  данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального  отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

 

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей  стороны влияют на неё. Вся их организация  и порядок определения результатов  голосования тесно связаны с  политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательная система  в современной России

 

Выборы – важнейшая форма  прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

Конституция Российской Федерации  не содержит специальной главы, посвященной  организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой  главы вовсе не означает, что в  её тексте не отражены основные положения  избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие  исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных  основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной  власти. Наличие их в Конституции  обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования. 

Избирательная система современной  России, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний  день говорить об окончательно сложившейся  избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система(При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.)

Ничего оригинального в этом нет. Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному  избираются разные органы, в том  числе, во Франции, в Бразилии и некоторых  других странах.

Оригинальное в нашем законодательстве - это крайняя усложненность, длинноты, забюрократизированность и запутанность. Два примера. Наш закон о выборах Президента РФ примерно в 35 раз пространнее, чем французский закон. Французы читают свой закон. Наши избиратели-россияне свой закон читать не будут. Наш закон о выборах в Государственную Думу примерно в 20 раз пространнее немецкого, в котором кроме выборов в бундестаг говорится еще и о референдуме, и о народной законодательной инициативе, которой у нас нет. Понимаете, нельзя их прочитать рядовому избирателю -500 страниц. А вот, скажем, немцу свои 20 все-таки осилить можно.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения  с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Важно соблюдать меру, мы этому  еще в избирательном законотворчестве не научились. Избирательные законы становятся не законами, а инструкциями. Но многие вопросы можно решать не законом, а подзаконными актами, например, инструкциями Центральной избирательной  комиссии. Так делается во многих зарубежных странах.

Однако, не смотря на существование  ряда проблем, законодательство (федеральное  и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной  системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими  партиями, имеющими право принимать  участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке  самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки  его самовыдвижения группой избирателей  в количестве не менее 500 человек, имеющих  пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный  блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным  блоком кандидата не менее двух миллионов  подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых  находится на территории данного  субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные  участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным  считается кандидат, набравший более  половины голосов от проголосовавших  избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и  исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя  от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально  числу голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты Государственной  Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной  Думы выдвигаются в составе федеральных  списков от политических партий, имеющих  в соответствии с законом право  участвовать в выборах. А такое  право предоставляется только федеральным  партиям, зарегистрированным в установленном  порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения  в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное  право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации  или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп  кандидатов не может составлять менее  ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о выборах депутатов Государственной Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч  подписей, при этом на один субъект  Российской Федерации должно приходиться  не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным  политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению  депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов  Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи  избирателей и не вносить избирательный  залог для регистрации выдвинутого  ею федерального списка кандидатов.

Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования  не менее 4 процентов голосов избирателей  от общего числа избирателей, принявших  участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Главы регионов назначаются путем  представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих  субъектов РФ, которые должны утвердить  их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Информация о работе Избирательная система в современной России: проблемы и пути совершенствования