Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине; приобретение и развитие умения работать с литературой, анализировать источники по проблеме исследования, делать обстоятельные и обоснованные выводы; приобретение навыков грамотно и логически обоснованно излагать свои мысли и идеи; приобретение навыков формулировать и аргументировано обосновывать предложения и рекомендации по результатам выполненного исследования; овладение навыками самостоятельной исследовательской работы.
Для достижения указанной цели предстоит решить следующие задачи:
- обоснование актуальности и значимости темы работы в теории конституционного права, а также в практической деятельности в данной области;
- исследование состояния и разработанности выбранной темы исследования;
- рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий юридической терминологии, относящихся к данной проблематике;
- сбор и анализ информации по проблеме данного теоретического обзора с использованием современных средств получения, хранения и переработки информации;
- разработка практических рекомендаций и предложений по данной тематике курсовой работы;
- формирование навыков самостоятельной работы с учетной информацией на всех этапах выполнения курсовой работы – от обоснования актуальности до формулировки выводов и рекомендаций.
Введение…………………………………………………………………….……..…….3
1 Институт прямых выборов……… ………………………………….……..……..…5
2 Организационные и правовые ресурсы проведения выборов…..……………...…...9
Заключение…………………….…………………………………………………..…...16
Глоссарий…………………………………………………………………………........18
Список используемых источников…………………………………………….………21
- финансирование выборов;
- предвыборная агитация;
- голосование, подсчет голосов, установление результатов голосования, опубликование результатов.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
С точки зрения социальной психологии выборы - это оценка избирателями представителей партии, идущих по списку и символизирующих бренд партии, а также их программы. Данная оценка может быть адекватной, но и ошибочной, ибо она зависит от политических ориентации избирателей, их профессиональной компетентности, проницательности, интеллекта, степени внушаемости, т.е. способности сохранить критичность в условиях психологического воздействия, осуществляемого с помощью предвыборных технологий.
С этой точки зрения выборы не являются идеальным инструментом измерения личности кандидата или символических представителей партий. Эта оценка может расходиться с экспертными заключениями на этот счет. Но в условиях политических свобод другой процедуры оценки кандидата или символизирующих представителей партий и их программ, кроме как выборы, нет. Выборные технологии несовершенны, но альтернативы им нет, если речь идет о легитимности власти.
Другие процедуры отбора кандидатов могут иметь и свои преимущества, если имеется в виду профессиональный отбор управляющего персонала, но и не гарантируют от ошибок. Напротив, при определенных условиях могут привести к серьезным негативным последствиям.
Можно сказать, что выборы - это своеобразная избирательная процедура, способ фиксации общественного мнения (оценки) по поводу того или иного кандидата или партии.
Разумеется, общественное мнение может быть различным, содержать и выражать разные оценки. Данные оценки могут не устраивать те или иные партии или так называемые элиты.
Но на этом основании нельзя утверждать, что народ не созрел для выборов. Для некоторых типов властей народ - всегда помеха, и его следовало бы понять, чтобы быть успешнее. Действительно, с точки зрения социальной психологии психология различных этнических общностей неодинакова.
Тем не менее, нельзя одних наделять правом свободного выбора и у других его отбирать. В настоящее время в мировой практике используются различные избирательные системы.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.
Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.
Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Проведение выборов невозможно без организационного ресурса. Для этого создается штаб предвыборной кампании.
Как следует из работ А.И. Ковлера, Е.В. Тугаревой, Е.Н. Холоповой, А.Ф. Шикуна, политическую избирательную кампанию следует понимать как определенный вид политической деятельности кандидата, партии, характеризующейся особенностями взаимодействия с избирательной командой, электоратом и зависящей от выбора стратегии и тактики предвыборной борьбы, политической ситуации в обществе, а также от социально-психологических аспектов сложившейся избирательной ситуации. Данный подход позволяет планировать и проводить политическую избирательную кампанию с использованием обобщенной теоретической модели социально-психологического взаимодействия ее субъектов (см. Приложение Б): кандидата, избирательной команды, электората.
Для успешного проведения политической избирательной кампании каждый кандидат (партия) формирует избирательную команду (группу управления) с целью координации руководства деятельностью всеми добровольцами, выразившими желание помогать кандидату. Характер организационной деятельности избирательной команды и ее результаты в процессе выборов определяются как профессиональной сработанностью и межличностной совместимостью членов команды, так и эффективным функционально-ролевым разделением труда, определяемым спецификой содержания самой деятельности.
Началом процедуры комплектования избирательной команды является возникновение ролевого кольца заинтересованных лиц: заказчик (инициативная группа), клиент (кандидат), менеджер (начальник штаба), штатные исполнители (контрактники), волонтеры (добровольцы). Особенностями предстоящей работы избирательной команды является воздействие таких социально-психологических факторов, как экстремальность, жесткая конкуренция, временность существования команды.
Штаб должен иметь паспорт избирательного округа:
- сведения об избирателях, их списки;
- сведения о результатах предыдущих голосований;
- демографические данные;
- сведения об основных социальных группах;
- сведения об экономическом состоянии округа, основных проблемах его развития.
Для успешного проведения предвыборной кампании следует определить необходимое для победы количество голосов, выявить свою адресную группу, разработать имидж и определить, как довести его до избирателей. Также необходимо подсчитать, сколько времени, средств и людей для этого потребуется.
Самый важный человек в любой избирательной кампании - это кандидат, а его время - самый ценный ресурс. Нерациональное использование этого ресурса нельзя восполнить или компенсировать ничем. Поэтому очень важно четко понимать основную функцию кандидата и использовать его время наилучшим образом.
Эта функция очень проста - встречаться с людьми и убеждать их. Мероприятия с участием кандидата - агитационные или по сбору средств – «работают» с наибольшей эффективностью. Избиратели и потенциальные спонсоры, которые встречаются с кандидатом лично и слышат «месседж» (послание) от него самого, более склонны отдать ему свой голос или свои деньги. Однако слишком часто кандидат предпочитает сидеть в своей штаб-квартире и разрабатывать стратегию в узком кругу помощников или встречаться с самыми верными сторонниками. Такие кандидаты, как правило, проигрывают.
Избирательному штабу следует провести рабочую встречу по вопросам стратегического планирования. Конечно, кандидат будет принимать в этом участие, и именно он задает основное направление. Как только стратегия разработана, кандидат должен возложить ведение кампании на ее менеджера и других сотрудников и полностью сконцентрироваться на том, чтобы встретиться и убедить как можно большее количество избирателей.
Опыт играет огромную роль, в том числе и при проведении различных политических кампаний. Чем больше у менеджера опыт участия в прошлых кампаниях, тем лучше он подготовлен для участия в будущих выборах. Совет, помощь и личное участие человека, уже принимавшего участие в избирательных кампаниях, могут быть очень полезными для кандидата или кампании в целом. Одно дело - усваивать книжное знание о ведении избирательной кампании, и совсем другое - учиться на живом опыте в разгар предвыборной борьбы.
Партии должны «растить» такие кадры и предоставлять этим людям возможность работать в предвыборных кампаниях, тем самым готовя их к будущим кампаниям. Переход от добровольного помощника к ассистенту, а затем к квалифицированному менеджеру укладывается всего в несколько ступеней. Профессиональные организаторы часто оказываются узкими специалистами.
Таким образом, право избирать и быть избранными предоставлено нам Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав, зависит, насколько демократическим станет наше государство.
Заключение
Итак, какие выводы можно сделать? Во-первых, что определение масштабов использования института прямых выборов в Российской Федерации - исключительная компетенция федерального законодателя, который ограничен лишь минимальными конституционными и международными стандартами в этом вопросе. Во-вторых, что непосредственное волеизъявление отнюдь не гарантирует учреждения в государстве эталонов демократии и свободы, хотя представляет большую правовую ценность для граждан. В-третьих, что любые способы перехода от непосредственной формы волеизъявления граждан к опосредованному представительству не должны искажать содержание избирательных прав граждан. Избиратель должен точно знать, за депутатов и выборных должностных лиц с каким объемом полномочий он голосует.
Ю.А. Веденеев и В.В. Маклаков справедливо отмечают, что во время выборов избирательный корпус передает право на реализацию суверенитета в пределах, очерченных законодательством. При этом, у избирательного штаба нет средств на оплату дополнительных сотрудников, и нужна компактная организация. Согласно второй концепции каждая должность определяется обязанностями, а не названием. Не думайте о том, как назвать ту или иную должность, а нанимайте сотрудников и четко определяйте их обязанности в соответствии с задачами вашей кампании. Это усилит ответственность сотрудников за исполнение заданий и позволит равномерно распределять нагрузку между ними - не слишком много, не слишком мало. В очень многих избирательных штабах имеются «ассистенты» или «заместители», которые сами толком не знают, что должны делать.
Хотелось бы добавить – «на момент назначения выборов». В свете предпринятой реформы законодательства о местном самоуправлении современный избиратель привыкает видеть в кандидате на одну должность потенциального кандидата на другую должность. Но необходимо избежать «перекосов», превращающих позитивный потенциал реформы в фикцию. Важно создать гарантии, не допускающие произвольного изменения полномочий избранных лиц, которого избиратели не могут предполагать. Одной из таких гарантий могло бы быть определение переходного периода для реализации ч. 8 ст. 44 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления (например, вступление ее в силу для новых составов представительных органов муниципальных образований, что, с одной стороны, позволило бы избирателям подготовиться к голосованию за кандидатов с возможными несколькими статусами, с другой стороны, ускорить по истечении переходного периода создание эффективной модели организации публичной власти на местах). Уверены, что в этих условиях принцип прямого избирательного права сохранил бы свое демократическое содержание.
Информация о работе Избирательное право и избирательная система РФ