Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 02:06, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях продолжающегося развития в России демократического правового государства народовластие является реальной конституционной основой всей российской государственности, механизмом ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Введение ……………………………………...…………………….…………… 3
Понятия избирательного права в широком и узком смысле слова, их соотношение и взаимосвязь ……………………………………….…………… 5
Основные принципы избирательного права: общая характеристика ……...… 9
Можно ли считать порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ косвенными выборами? Дайте аргументированный ответ ……………………………………………………………………...……... 13
Заключение …………………………………………………………………...… 16
Список использованной литературы …………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

КР8-ИзбСиТехнологии.docx

— 45.33 Кб (Скачать файл)

 

Можно ли считать порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ косвенными выборами?

Дайте аргументированный ответ

 

Порядок  наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ направлен на укрепление государственной власти, и этот порядок можно назвать косвенными выборами, поскольку сначала граждане РФ избирают Президента Российской Федерации, а затем Президент назначает глав субъектов, т.е. граждане не участвуют в прямых выборах глав исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Останавливаясь  подробнее на данном вопросе, можно отметить следующее. В порядок наделения полномочиями глав субъектов федерации были внесены изменения в декабре 2004г. Эти изменения отразились в виде поправок к законам № 67-ФЗ от 12.07.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» и № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

С начала развала Союза ССР в 1991г. одновременно с выборами президента России прошли выборы президентов Татарстана, мэров Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно закона РСФСР N 1803-I  от 24 октября 1991 года «О выборах главы администрации»  выборы глав органов государственного управления в краях, областях, автономной области, автономных округах, местной администрации в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, группах населенных пунктов (далее - главы администрации) осуществлялись гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Закон Российской Федерации N 2449-1 от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации» подтвердил порядок наделения глав администрации полномочиями. Согласно п.2 ст.36 указанного закона глава администрации избирались населением края, области на пять лет путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Согласно указу Президента РФ N 1313 от 23 августа 1993 г. «О дополнительных мерах по правовой и социальной защите глав исполнительной власти субъектов российской федерации» главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимали должность на основании Закона РСФСР "О выборах главы администрации" в соответствии с Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".

 

После 1993г. в связи с конфликтом между Президентом и государственной думой Ельцин утверждает указом N 1969 от 03.10.1994 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» «Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации», согласно которому глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

К 1997г. на основании всеобщего равного и прямого избирательного права в рамках тайного голосования были назначены выборы  глав субъектов  в тех субъектах РФ в которых ранее они не проходили.

Однако в декабре 2004г. в законодательство была внесена поправка, которая изменила этот порядок. На основании этой поправки формируется следующая схема выборов губернаторов: Президент РФ вносит законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру главы субъекта, а законодательное собрание субъекта эту кандидатуру принимает или отклоняет. В случае если кандидатура не утверждается, то президент имеет право назначить исполняющего обязанностями главы субъекта и провести консультации в избирательном собрании. Через некоторый срок  президент повторно вносит кандидатуру губернатора, в том числе ту же самую. В случае не утверждения кандидатуры Президент имеет право распустить законодательное собрание.

С принятием этой поправки целый ряд глав субъектов РФ получили право переутвердить свою кандидатуру (например, Президенты Татарстана и Башкортостана).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям, то есть не возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения. Равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть выбранным. Прямое избирательное право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, оно исключает многоступенчатость избрания. Тайное голосование позволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.

Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как сказал английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806 -1873), способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

Изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, существенное обновление всего массива российского законодательства поставили перед органами государственной власти в целом и перед органами внутренних дел в частности новые задачи по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Эта сторона деятельности органов внутренних дел в системе гарантий избирательных прав граждан расширяет характеристику роли ОВД в функционировании механизма реализации конституционных прав граждан.

Список использованной литературы

 

  1. Государственная Дума России. Энциклопедия. Т. 2. – М.: РОССПЭН, 2006.
  2. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
  3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. (Отв. ред. А.А. Вешняков). – М.: НОРМА, 2003.
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко). – М.: НОРМА, 2003.
  5. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. – М.: Новое издательство, 2005.
  6. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: итоги муниципальных выборов в 2004-2005 годах. – М.: ЦИК РФ, 2006.

 

1 См.:  Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской федерации. М. 1996. С.197


Информация о работе Избирательное право