В ходе
революции была расширена компетенция
мировых судов (судебная система
того периода включала окружные суды,
судебные палаты, в которых был ликвидирован
институт сословных представителей мировых
судей и их съезды).
Наиболее важные дела рассматривались
в мировых присутствиях. В мае и
июне 1917 г. принимаются акты, которыми
устанавливались новые цензы для
судей: для мировых - среднее
образование и трехгодичный
стаж чиновника, для окружных
судей - высшее образование
и определенный стаж работы
в госаппарате.
В самом
начале революции (в марте) постановлением
правительства и по инициативе
Петроградского совета стали
учреждаться временные суды,
состоявшие из мирового судьи и двух заседателей
(рабочего и солдата). В их компетенцию
входили дела местного масштаба.
После июльских событий эти
органы упраздняются.
Для разрешения
конфликтов на промышленных предприятиях
в августе 1917 г. создавались примирительные
камеры в территориальных районах
или отраслях промышленности. Второй
инстанцией для решения этих споров
стали третейские суды.
Еще
в апреле был создан институт
комиссаров труда, возглавлявших
трудовые округа из нескольких
губерний. В их ведении находились
биржи труда, закон о которых был
принят в августе. В апреле
же специальным постановлением
были закреплены функции
фабрично-заводских комитетов,
создававшихся явочным порядком
на местах. В августе
законодательно закрепляется порядок
найма рабочей силы,
хозяевам предприятий предоставлялось
право проводить локауты (увольнение бастующих
рабочих).5
3. Изменения
в политическом строе России в период
буржуазной республики
Новая политическая
элита находилась в состоянии перманентного
кризиса. Введя весной 1917 г. “самый демократический
строй в мире”, летом она выбросила клич:
“Революция в опасности!”. Главными врагами
либералы и социалисты, составившие революционное
коалиционное правительство, считали
монархистов и большевиков, то есть “контрреволюцию
справа” и “контрреволюцию слева”. Причем
либералы специализировались на обличении
опасности слева, а социалисты — справа.
Однако к осени и те и другие пришли к выводу,
что главным контрреволюционером является
сам российский народ, который в условиях
войны, экономического кризиса и политических
бурь в “верхах” не понял и не оценил
преимуществ свободы.
Центристские
либеральные партии к лету
1917 г. утратили свое влияние.
На своем майском (1917 г.)
съезде "Партия народной свободы"
(кадеты) сформулировала основные
программные положения по
аграрному вопросу:
1.
Следует устранить из
действующего законодательства
меры насильственного разрушения общины.
2. Земли отчуждаться
могут сверх установленной трудовой
нормы, не отчуждаться - земли
сельских обществ, городских
и земских учреждений, мелких
владельцев. Допускается
сохранение в частном
владении сверхнормативных земель
при условии, если
это сочтут необходимым компетентные
органы. Принудительное отчуждение
частновладельческих земель допускается
в порядке выкупа их государством по
цене, соответствующей их нормальной
доходности, выкупная сумма понижается
с возрастанием размеров земли.
Земли государственного запаса отводятся
на началах безвозмездного пользования
как общинам, так и отдельным землевладельцам.
В резолюции
третьего съезда партии эсеров
подчеркивалась основная цель
земельной реформы - превращение
земли в государственную собственность
(она должна "перейти в общенародное
достояние без выкупа для
уравнительного трудового пользования").
Вопрос о социализации земли
должно было решить Учредительное
собрание.
В мае 1917 г.
в резолюции партийной конференции
социал-демократов (меньшевиков) отмечалось:
необходимо подвергнуть конфискации
все излишки частновладельческих
земель, превышающих установленную
норму, провести муниципализацию
земли, т.е. передачу ее местным
органам, которые в свою очередь
передадут ее населению. Формы
пользования муниципализированной
землей устанавливаются местными органами.6
В апреле
1917 г. в резолюции Всероссийской
конференции партии большевиков
в качестве цели аграрной
реформы назывались немедленная
конфискация всех помещичьих
земель, немедленный переход
ее к Советам крестьянских депутатов.
Большевики считали, что право
собственности на землю должно принадлежать
государству, а право распоряжаться
- местным органам. Землю
следует брать немедленно,
не дожидаясь открытия Учредительного
собрания. На основе поместий
следует создавать крупные земельные
коллективные и государственные
хозяйства. Земельным комитетам,
настаивающим на немедленном захвате
земли, необходимо оказывать содействие.
Советы фактически располагали
собственными вооруженными формированиями:
милицией (ВЦИК настоял
на слиянии рабочей милиции
с общегородской) и Красной гвардией,
ориентированной на борьбу с контрреволюцией.
В ходе революции советами
осуществлялась экономическая
деятельность:
явочным порядком был установлен
рабочий контроль на предприятиях (в
октябре
Первая Всероссийская
конференция органов рабочего
контроля предложила единые формы
и методы контроля);
осуществлялось рабочее управление
предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или
реквизировали само предприятие;
проводилось регулирование
труда - Исполком Петросовета в марте
заставил частных предпринимателей установить
восьмичасовой рабочий день;
регулирование поземельных
отношений: советы крестьянских
депутатов отбирали у частных и
иных владельцев земли и передавали их
волостным комитетам, а те, в свою
очередь, в бесплатное пользование
крестьянам; иногда земля передавалась
земельным комитетами для последующей
ее сдачи в аренду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
Февральской революции Россия сделала
новый шаг на пути превращения в буржуазное
государство, хотя многочисленные пережитки
феодализма еще сохранялись и были попутно
устранены лишь Октябрьской революцией.
Коренным образом изменилась форма правления.
Россия стала сначала монархией без монарха,
а затем была провозглашена республикой.
Переход власти от феодалов к буржуазии,
как известно, не требует обязательного
слома феодального государства. Поскольку
задачи и функции феодального и буржуазного
государств сходны, достаточно простого
приспособления государства к новым условиям.
Однако в России благодаря широкому размаху
революции, активному участию в ней народных
масс, руководящей роли рабочего класса
были упразднены многие старые органы
и целые их системы, особенно те, которые
были связаны непосредственно с угнетением
трудящихся.
Правовая
система России после революции претерпела
небольшие изменения. Особенно заметны
они в сфере государственного права. Временному
правительству пришлось санкционировать
завоеванные народом в боях демократические
права, свободы, которые теперь стали осуществляться
без всяких ограничений. Издание избирательных
законов для выборов в Учредительное собрание
и органы местного самоуправления внесло
принципиальные изменения в избирательное
право, построенное теперь на основе наиболее
передовых для своего времени принципов
буржуазной демократии. Но исторические
часы этой демократии в России были уже
сочтены.7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилов А.А., Косулина
Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX -
начало XXI века: Учеб. - М, 2005.
- Исаев А. И. История
государства и права России. – М., 2003.
История государства
и права России. Учебник для вузов. / Ред.
Ю. П. Титов. – М.: «Былина», 2001.
- Макарейко Н. В. История
отечественного государства и права. –
М.: Юрайт, 2003.
- Пайпс Р. Россия при большевиках.
М., 1997. С. 8.
- Рогов В. А. История
государства и права России IX – нач. XX
вв. – М., 1995 г.
- Поспеловский Д. Русская православная
церковь: испытания начала XX в. // Вопросы
истории. 1993. N 1. С. 45, 53.
- Сенин А.С. Александр Иванович
Гучков // Вопросы истории. 1993. N 7. С. 84.
- http://referatbox.com- Государственный механизм в
период с февраля по октябрь 1917 года
- wikipedia.org - Википедия, электронная свободная энциклопедия.
- www.rusrevolution. info - Исторический портал. Революция и Гражданская война.
1
Поспеловский Д. Русская православная
церковь: испытания начала XX в. // Вопросы
истории. 1993. N 1. С. 45, 53.
2
Сенин А.С. Александр Иванович Гучков //
Вопросы истории. 1993. N 7. С. 84.
3
Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997.
С. 8.
4 Макарейко Н. В. История
отечественного государства и права. –
М.: Юрайт, 2003.
5 Данилов А.А., Косулина
Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX -
начало XXI века: Учеб. - М, 2005.
6 Макарейко Н. В. История
отечественного государства и права. –
М.: Юрайт, 2003.
7http://referatbox.com- Государственный механизм в период
с февраля по октябрь 1917 года