Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:59, реферат
Таким образом, в условиях, при которых верны данные теоремы, активное вмешательство государства в экономику не позволяет достичь лучших экономических результатов, чем те, которые достигаются в рамках функционирования свободного рынка. Традиционное понимание эффективности опирается на концепцию эффективности по Парето, согласно которой эффективное по Парето распределение производственных ресурсов и конечных благ в экономике подразумевает, что, во-первых, невозможно увеличить производство какого-либо продукта в экономике без снижения производства по крайней мере другого продукта и, во-вторых, повышение благосостояния одного из участников экономической деятельности невозможно без снижения благосостояния другого.
Признание управления государственной собственностью и, прежде всего, организациями государственного сектора экономики, как стержневого элемента деятельности государства в процессе регулирования экономики, связано с решением ряда задач :
При этом проблема повышения эффективности функционирования организаций государственного сектора экономики является одной из ключевых в контексте рассмотрения всех остальных.
Понимание деятельности организации
государственного сектора экономики
как социально-экономического субъекта
позволяет утверждать, что результативность
ее деятельности должна оцениваться
с позиций всех экономических
агентов и интегральной эффективности,
отражающей ее целевую, ресурсную, экономическую
и институциональную
Отсутствие целостности в методологии исследования социально- экономической эффективности деятельности государственных предприятий, фрагментарность имеющихся инструментов учета, анализа, мониторинга и их неадаптированность к специфике функционирования данного типа предприятий делают необходимой разработку конструктивного подхода к оценке социально-экономической эффективности организаций государственного сектора экономики.
Известно, что целевая эффективность – это степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению. Поскольку любая экономическая организация представляет собой полифункциональный объект ожидания со стороны многих социально-экономических субъектов, в связи с этим понятие целевой эффективности дробится в соответствии с разнообразием таких субъектов. При исследовании целевой эффективности часто не указывается явно целеполагающий субъект, т.е. имеется в виду цель системы по умолчанию или групповая (общественная) функция такой системы. В случае экономической организации государственного сектора экономики будем считать, что целеполагающим субъектом является общество, а основной целью его функционирования – максимизация общественного благосостояния.
Наиболее существенным моментом в случае оценки социальной значимости и эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики является тип благ (товаров), предоставляемых организацией. Различные блага, производимые и потребляемые в экономике, представляющие собой товары и услуги, могут классифицироваться по разным основаниям. Для целей данного исследования наиболее значимым является их классификация по критериям неисключаемости (возможности отстранения) и конкурентности в потреблении (несоперничество в потреблении).2
Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Тем самым для исключаемых благ можно создать режим условного доступа: такой доступ должен быть обусловлен выполнением тех или иных условий или соблюдением соответствующих ограничений.
Конкурентность в потреблении предполагает уменьшение количества товаров и услуг, доступных одному потребителю, в результате увеличения потребления этого товара или услуги другим индивидом, или же общего увеличения количества потребителей. Следовательно, несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю.
Это дает основания выделить четыре типа благ:
1) Если благо исключаемо и конкурентно, то оно относится к категории частных благ, эффективный механизм предоставления которых связан с использованием системы цен, формируемых в ходе функционирования рынка. Следовательно, важнейшим признаком частного блага является возможность его приобретения на рынке как особом механизме рационального потребления3.
2) Если соблюдаются условия
3) В случае, если потреблению блага присуща конкурентность, но нет исключаемости, то такой товар используется в режиме свободного доступа (общедоступные товары).
4) в случае неконкурентности, но при наличии исключаемости товар или услуга оказываются клубным (групповым, совместно оплачиваемым) благом.
Исходя из представленной характеристики общественное благосостояние можно представить как сумму всех общественных, смешанных общественных и частных благ, которыми располагают все индивиды в обществе.
При этом эффективность с точки
зрения общественного благосостояния
рассматривается весьма специфично.
В рамках экономической теории благосостояния
доказаны две фундаментальные теоремы,
определившие общие условия, при
наличии которых частное
Первая фундаментальная
Вторая фундаментальная
Таким образом, в условиях, при которых верны данные теоремы, активное вмешательство государства в экономику не позволяет достичь лучших экономических результатов, чем те, которые достигаются в рамках функционирования свободного рынка.
Традиционное понимание
Были сформулированы критерии относительной эффективности, позволяющие четко разделить изменения в уровне экономической эффективности и процессы перераспределения:
- Критерий Калдора-Хикса предполагает, что повышение экономической эффективности имеет место в тех и только в тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше по сравнению с первоначальной ситуацией.
- Критерий Скитовски означает улучшение общественного благосостояния, если выполняется критерий Калдора-Хикса, а проигравшие не могут подкупить выигравших для отмены действий последних.
- Критерий Литтла гласит, что для обеспечения эффективности деятельности необходимы выполнение критерия Скитовски и условия отсутствия ухудшения распределения общественного благосостояния.
Государственное вмешательство может
рассматриваться как один из способов
повышения эффективности
Кроме того, для целей данного исследования важно также выделить такой тип благ, как частные со значительными положительными внешними эффектами, или так называемые социально значимые блага.
Под технологической (или ресурсной) эффективностью понимается степень интенсивности использования ресурсов экономической организации с точки зрения соотношения между объемами выпуска различных видов продукции и размерами затраченных ресурсов. Эта характеристика может измеряться в общем случае векторными показателями отдачи различных видов ресурсов или выпуска различных видов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении на единицу затраченного ресурса. Понятие ресурсной эффективности обычно не опирается на цену производимой продукции или используемых факторов производства.
Понятие экономической эффективности опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности (продукта) данной системы, и связанные с этим спросом равновесные (рыночные) цены. К показателям экономической эффективности относят обычно прибыль, добавленную стоимость, удельные затраты на единицу стоимости реализации продукции и т.п., рассчитанные с использованием среднерыночных цен.
В общем случае, целевая эффективность
может характеризоваться как
категория промежуточная между
динамически инвариантной технологической
эффективностью и статически инвариантной
экономической эффективностью. Отметим
также, что понятие целевой
Д. Скотт Синк5 эффективность отождествляет с результативностью и рассматривает систему индикаторов и характеристик, в совокупности отражающих это понятие, включая:
- действенность как степень
достижения системой
- экономичность как степень использования системой нужных продуктов.
- качество как степень
- прибыльность как соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками.
- производительность как
- качество трудовой жизни –
это то, каким образом лица, причастные
к трудовой жизни, реагируют
на социально-технические
- внедрение новшеств можно
Относительно новое понятие «
Таким образом, в соответствии с концептуальным подходом к общей оценке социально-экономической эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики результативной может быть признана деятельность организации, имеющая инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного благосостояния) и поддерживающая благоприятные условия труда персонала.
Для
анализа, оценки и мониторинга социально-
Для практического определения прямых и конечных результатов деятельности организаций государственного сектора можно использовать следующие типы показателей эффективности и результативности6:
Информация о работе Эффективность государственного сектора Российской Федерации