Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.
Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
Использование казначейских
ссуд не означает, что безвозмездное
бюджетное финансирование в отношении
государственных хозрасчетных предприятий
полностью себя изжило. Оно сохраняет
право на существование, но как исключительная
мера в порядке оказания финансовой
помощи хозорганам, оказавшимся в
затруднительном положении
По гарантированным займам
правительство реально несет
финансовую ответственность только
в случае неплатежеспособности плательщика.
В нашей стране созданы условия
для возрождения
2.2 Международный государственный кредит.
Международный кредит традиционно
играл роль фактора, который главным
образом обслуживал внешнеторговые
связи между отдельными странами.
Во второй половине нашего столетия положение
стало все больше меняться, и к
настоящему времени фактически уже
сформировался международный
Традиционно международный
кредит представлял собой
Международные кредиты, если
они предназначены для
Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.
Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета.
Кредит по открытому счету
осуществляется через банки импортера
и экспортера. Между экспортером
и импортером заключается долговое
соглашение, по которому первый записывает
на счет последнего в качестве его
долга общую стоимость
Вплоть до начала 60-х годов
нашего века фирменные кредиты были
преобладающей формой внешнеторгового
кредита и по своему стоимостному
объему более чем в два раза
превышали банковский экспортный кредит.
Однако быстрый рост международной
торговли, необходимость импорта
взаимосвязанной продукции
Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.
Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.
Со временем национальные
банки страны фирмы экспортера стали
осуществлять более гибкую политику
внешнеторгового кредитования: они
стали предоставлять кредиты
непосредственно импортеру. За счет
полученных от банка средств импортер
оплачивает поставки экспортера. Такой
метод банковского
Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.
2.3. Методы погашения государственного кредита.
Государственные займы приобретаются по ряду причин экономического, социального и политического характера. Но во всех случаях курс облигаций займа зависит от доверия к правительству и его экономическому курсу.
Когда речь идет о внешних займах и его разновидности, о международном кредите, гарантией своевременного возврата и своевременной и полной выплаты процентов по долгу выступают различные международные объединения. Однако при резкой смене власти в стране-должнике становится весьма проблематичной возможность возврата таких кредитов.
Во время холодной войны и противостояния двух систем ведущие державы обоих лагерей выдавали кредиты африканским и арабским странам в целях перетягивания стран с неопределенным политическим будущим в свой лагерь. Советскому Союзу такая политика обошлась почти в 80 миллиардов долларов невозвращенных (и проблематичных в будущем) долгов. Однако такие долги не списываются. Классическим примером могут служить долги царской России, которые большевистское правительство отказалось платить. Настойчивость и последовательная политика в частности французских держателей российских ценных бумаг привела к тому, что через 80 лет правительство совершенно другой России обязалось удовлетворить эти долги.
Совсем другая картина складывается по внутренним долгам. Никакому правительству стабильного государства не «придет в голову» ущемить интересы подписчиков на облигации или другие формы займов. Однако по разным экономическим причинам, чаще по причине бюджетного дефицита, правительство бывает вынуждено искать другие, нежели немедленная выплата за счет бюджета, способы расчета по государственным долгам.
Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования. При этом используется метод конверсии займов, метод их консолидации или унификации.
Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок займа, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Чаще всего величину процента и срок погашения. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четырежды была проведена полная конверсия займов).
Конверсии бывают добровольные, обязательные и принудительные.
При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации старого займа на новые, как правило, с более низким процентом. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процента), либо обменять старые облигации на новые, либо не обменивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.
При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.
При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются.
Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер.
Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации.
Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.
Заключение
Назначение государственного
кредита проявляется в первую
очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых
ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Информация о работе Экономическое содержание и функции государственного кредита