Этапы конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:36, реферат

Описание работы

Истоки, зачаточные формы конституционного контроля как самостоятельного вида государственной деятельности можно обнаружить уже в ряде государств эпохи средневековья. В Великобритании в XVII веке Тайный совет признавал законы законодательных собраний (легислатур) американских колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента или общему праву. Распространение идей верховенства конституции и права привело к тому, что уже в конце XVIII века некоторые английские акты были признаны судом не действующими на территории североамериканских штатов.

Содержание работы

Глава 1. Этапы развития судебного конституционного контроля…….....……3
Общие положения…………………………………………………….……3
История формирования органов конституционного контроля социалистических странах…………………………………………….…..5
Глава 2. История формирования органов конституционного контроля в
Югославии…………………………………………………….……...…..12
Список литературы…………………………………………………….………...14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Конституционные суды созданы  и функционируют в Армении, Республике Беларусь, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Украине. На пути к завершению находится процесс  формирования конституционных судов в Азербайджане, Латвии. Созданный ранее в Казахстане Конституционный Суд в настоящее время преобразован в Конституционный Совет Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История формирования органов конституционного контроля в Югославии

 Югославия - первая из социалистических стран, создавшая Конституционный суд. Конституция Югославии 1946 г. создавала трехзвенную систему органов конституционного контроля: со стороны Народной Скупщины (парламента), решавшей окончательно вопросы о соответствии законов республик Конституции Югославии и союзным законам; со стороны Президиума Народной Скупщины, который в ряду других полномочий, наделялся правом отмены актов правительства и актов членов правительства; со стороны правительства, следившего за соответствием актов правительств республик федеральным законам и Конституции.

В 1953 г. в Югославии  принимается ряд законов, которыми названная система меняется в  сторону значительного усиления роли Союзной Народной Скупщины. К  ее исключительному ведению было отнесено решение вопросов о соответствии республиканских конституций, а также республиканских и союзных законов Конституции ФНРЮ.

Серьезная роль отводилась новой постоянной комиссии Союзной  Народной Скупщины по толкованию законов. Именно она предварительно рассматривала вопросы и готовила предложения о. соответствии законодательства конституции. Законы пятидесятых годов не наделяли президента и правительство полномочиями конституционного контроля, но давали возможность осуществлять конституционный надзор. Президент, например, мог приостановить исполнительные акты Союзного исполнительного вече и немедленно передать спорный вопрос в представительный орган.

В 1963 г. в Югославии  принимаются новые конституции (СФРЮ и республик), которыми на уровне федерации и республик учреждались Конституционные суды. Их создание объяснялось демократизацией жизни страны и потребностью усиления контроля за нормативными актами.

Создание конституционных  судов устраняло некоторые исключительные полномочия Союзной Скупщины в области конституционного контроля. Этот орган давал аутентичное толкование законов, имел права отменять акты Союзного исполнительного вече, противоречащие конституции или закону. Только он мог изменить конституцию и т. д.

Двухзвенная система  шестидесятых годов осталась и в новой Конституции СФРЮ 1974 г. Но роль конституционных судов значительно повысилась. В самой Конституции и в ряде других актов весьма подробно были урегулированы их полномочия и порядок деятельности. Конституционный Суд Югославии наделялся правом вынесения решения о соответствии закона Конституции СФРЮ; о противоречии республиканского, краевого закона союзному; о соответствии предписаний, других общих актов союзных органов Конституции СФРЮ и союзным законам; о соответствии предписаний, других общих актов органов общественно-политического содружества и самоуправленческих общих актов Конституции СФРЮ или союзному закону. Конституционный Суд мог высказать свое мнение о соответствии республиканской или краевой конституции и Конституции СФРЮ. Он уполномочивался разрешать определенные конфликты, вытекающие из федеративного устройства государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Конституционное право: Учебник, 2е издание, Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин – М.: ООО "Юристъ", 2001 г.

2. Конституционное право: Учебник, отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.

3. Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс, учебник, в ред. Н.В. Витрук – М.: ООО "Юристъ", 2005 г.


Информация о работе Этапы конституционного контроля