Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:58, контрольная работа
Цель работы - проанализировать основные этапы конституционной реформы.
Задачи:
выявить сущность и дать общую характеристику всем этапам развития конституции Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….....5
1.1 Конституция 1918 г. – первая конституция………………...……………5
1.2 Конституция 1925 г. - вторая конституция……………………………...7
1.3 Конституция 1937 г. –третья конституция………….........………….......8
1.4 Конституция 1978 г. - четвертая конституция………………......……..11
1.5 Конституция Российской Федерации 1993 года………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…19
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности
конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идеи и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.
2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» как записано в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.
Это означало дальнейшее
конституционное утверждение
3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.
Впервые закреплялось положение
о том, что наиболее важные вопросы
государственной жизни
Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
4. Конституция РСФСР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура»,«Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».
Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).
6. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия. Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об
изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.
Все названные и другие
изменения Конституции
Конституция РСФСР 1978 года простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод
человека и гражданина,
принятая 22 ноября 1991 года. Существенно
преобразовывалось
1.5 Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция 19935 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.
Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами.
Переходная российская
система начала 90-х годов, латаемая
на каждом Съезде народных депутатов
старая советская Конституция
Определенный отпечаток на процесс развития конституционного законодательства и на содержание самой конституции в переходный период в России наложило то обстоятельство, что вместе с проводимыми в них реформами это развитие было инициировано «сверху», со стороны правящих кругов, а не «снизу», со стороны широких слоев общества.
С помощью конституционного законодательства, и в первую очередь с помощью самой конституции, создаются условия для нового конституционного – государственного и общественного строя. Поэтому принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.
Конституция 1993 года впервые
применила дефиницию
Основные черты и
юридические свойства конституции
отражают её особое место в системе
права, специфику механизма конституци
С помощью Конституции 1993 г. создаются условия для формирования новой системы экономических отношений в обществе, для становления и развития экономической основы нового государственного строя. Создание условий для формирования экономических основ нового государственного и общественного строя достигается также путем конституционного закрепления основных принципов и различных форм собственности: в стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8). Наряду с законодательным закреплением различных форм собственности существуют и другие пути создания экономических основ нового государственного и общественного строя. Среди них: расширение круга субъектов хозяйствования; упразднение государственной монополии в сфере внешнеторговых операций; введение в ранг принципиальной, стратегически важной государственной политики кампаний по приватизации «общенародной» собственности, по денационализации бывших
общегосударственных объектов и по деколлективизации народного хозяйства; совершенствование финансово-кредитной системы страны и др. В конституционном порядке закрепляются новые принципы организации и функционирования государственной и общественно-политической жизни.
Суть данного положения выражается в следующем: власть не должна сосредоточиваться в одних руках или в системе каких-либо однородных – законодательных, исполнительных или судебных – органов, а должна быть сбалансировано распределена между ними. В Российской Федерации, говорится в Конституции России, «признается идеологическое многообразие». Никакая идеология «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной», «признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 1–3 ст. 13). Кроме названных так же закрепляются также принципы верховенства закона, департизации государственной жизни, самоуправления, участия граждан в управлении делами общества и государства, независимости церкви от государства и др. Например, декларируется, что Российская Федерация является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Религиозные объединения «отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).
Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.
История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
Первые четыре Конституции
РСФСР были по своему типу советскими
социалистическими
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.93г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;
2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;
3. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;
4. Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
5. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
Список литературы:
9.Баглай В.М. Конституционное
право Российской Федерации:
10. Зиновьев А.В. Поляшова И.С. Основы конституционного права России: Учебно-методическое пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.
11. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией Росси: проблемы теории и практики». М.: Авиаиздат, 2008.
1 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система.
2 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.
3 Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система
4 Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
5 Конституция РФ от 12.12.93г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;