Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:29, курсовая работа
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени пространстве. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития.
Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Форма государства: понятие, структура 5
1.2 Форма правления как элемент формы государства 7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 11
2.1 Генезис российской государственности в 1900-1917 гг 11
2.2 Советская республика как особая форма правления 15
2.3 Факторы обуславливающие эволюцию формы правления на современном этапе развития государства 22
Заключение 32
Список использованных источников 35
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Госдума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент). Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Создание в России института президентства, с одной стороны является переносом одного из элементов демократических государств (не обязательного, так как не в каждом демократическом государстве есть пост президента; это зависит от формы правления) на собственный государственно-правовой ареал. С другой же, это является лишь некой трансформацией наименования высшего поста Российского государства. Если обратиться к истории, то мы видим, что Россия всегда тяготела к единовластию. Это и княжество в Древней Руси, царский и императорский режимы в позднее время, должность Генерального секретаря КПСС в СССР36.
Вообще российская модель президентской власти внешне очень напоминает французскую модель с некоторыми «американизмами» в виде статьи 93 Конституции РФ об отрешении Президента от должности.
За время, прошедшее после введения в действие новой Конституции, можно констатировать бесспорную внедренность института президента в политическую систему российского государства. Его доминирующая роль в жизни государства очевидна даже противникам президентского режима. На фоне очевидной слабости представительной власти, на фоне разлаженности правительственного аппарата, раздираемого ведомственными противоречиями и отраслевым лоббизмом, наконец, на фоне опасного бездействия судебной власти Президент и его Администрация выступают неким монолитным корпусом, создающим некую реальность законно избранной власти. «Секрет» – в высокой концентрации властных, распорядительных полномочий, которые на основании Конституции и других нормативно-правовых актов имеются у Президента. Поэтому правы те ученые37, которые при характеристике формы правления современной России, говорят о ней, как о «суперпрезидентской». Такой итог, несмотря на небольшой опыт существования поста президента, объясняется тяготением российского менталитета к авторитаризму и жесткой централизованной власти в государстве. Поэтому, применение опыта зарубежных государств, касающийся места и роли главы государства, в России, на данном этапе развития приемлем лишь с большими поправками и коррективами.
Конституционная формула «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации» – является представительным и законодательным органом Российской Федерации»38 юридически сводит его роль к двум функциям – представительства интересов и законотворчества. Предложенная формальная модель ограниченного парламентаризма, в которой отсутствует ведущий элемент демократической системы организации власти в демократических государственностях – контрольные полномочия парламента, свидетельствует либо о «незавершенности процесса ее конституирования на современной стадии ее трансформации, либо о его маргинальности и нежелании определенных политических групп, сосредоточенных или тяготеющих к другим ветвям власти, реализовать на практике демократическую версию принципа разделения и баланса властных функций и полномочий»39. Хотя именно наличие или отсутствие юридической и институциональной структуры гражданского контроля за правительственным курсом и действиями исполнительной власти составляет исходный принцип и индикатор становления норм и институтов политической демократии в различных ее конкретных модификациях.
Существующая практика дает все основания для изучения обеих тенденций политико-правового развития, трансформируемой к демократической, российской государственности. Тот факт, что исполнительная власть, персонифицированная в лице Президента и Правительства, сопротивляется развитию идеи парламентского контроля, в формах отвечающих тенденциям мирового парламентского развития, говорит лишь о том, что ее сущность сохраняется при любой форме правления, безотносительно к региональной или институциональной специфике. Действительная проблема лежит в другой плоскости: «в неразвитости или отсутствии институтов местного самоуправления и гражданского общества, политико-правовым и институциональным проявлением которых и является структурированный парламент»40, а также конституционный и гражданский контроль за деятельностью самого государства.
Форма правления, появившееся в Конституции РФ 1993 г. - это модель эклектичной, "супер-президентской" республики. По ней, президент - глава государства и высшее должностное лицо. Он испрашивает согласие только одной из палат Парламента на назначение высших должностных лиц. Министры назначаются непосредственно. С принятием новой Конституции государственное строительство в России не завершено. Конституционные законы полезны лишь постольку, поскольку они соответствуют реальной готовности общества воспринять их. Эффективно не то решение, которое выглядит демократично, а то, которое будет работать в конкретных исторических условиях современной России.
Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления. В России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента усиливаются, а правительства и парламента ослабевают.
Монархия – это форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх, который занимает престол по наследству юридически бессрочно и не несет ответственности перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распуская парламент. Повеление монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограниченно.
Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.
Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские и полупарламентские республики.
1. Нормативные правовые акты:
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
2. Литература:
2.1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007;
2.2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2001;
2.3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;
2.5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2003;
2.6. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002;
2.7. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2005;
2.8. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право, 2003 №1;
2.9. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М., 2005;
2.10. Теория государства и права. А.В. Малько. – М. 2008;
2.11. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005;
2.12. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005;
2.13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002;
2.14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М. 1999;
2.15. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004;
2.16. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999;
2.17. Чиркин В.Е. Основы
сравнительного
2.18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995;
2.19. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998;
2.20. Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008;
2.21. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997;
2.22. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2003;
2.23. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001;
2.24. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 1997;
2.25. Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М. 1995;
2.26. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2005;
2.27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006;
1 Российская Газета, 1993, 25 декабря
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006
3 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002
4 Теория государства и права. А.В. Малько. – М. 2008
5 Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007
6 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005
7 Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005. – С.136
8 Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2001. – С.76
9 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2003. – С.223
10 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002. – С.245
11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006. – С.100
12 Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005. – С.68
13 Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218
14 Смоленский М.Б. Теория государства и права. – М., 2005г., - С. 112
15 Теория государства и права / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2005. – С. 96
16 Любашиц В. Я. Теория государства и права. – ростов-на-Дону, 2002. – С. 106
17 Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001. – С. 383
18 Мухаев Р.Т. теория государства и права. – М., 2005. – С. 151