Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 09:39, реферат
Описание работы
В настоящее время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы: 1) Гипотеза (предположение) - элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возни кают права и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие. 2) Диспозиция (распоряжение) – этот элемент представляет собой "сердцевину" правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы). 3) Санкция (взыскание) - элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией.
Содержание работы
1.Введение 2. Структура нормы права, Понятие структуры правовой нормы и ее элементы. 3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 4.Материальная ответственность работника. 5.Литература
2. Структура нормы права, Понятие
структуры правовой нормы и ее элементы.
3.Юридическая ответственность
за экологические правонарушения.
4.Материальная ответственность
работника.
5.Литература
Введение:
В своей контрольной работе
я хочу разобрать 3 вопроса,целью которой
является раскрытие сути этих вопросов:
В настоящее время доминирует
идея трехзвенной структуры правовой
нормы: 1) Гипотеза (предположение) - элемент
правовой нормы, указывающий на условия,
при которых возни кают права и обязанности.
Иными словами, гипотеза содержит указание
на конкретные жизненные обстоятельства,
при которых данная норма вступает в действие.
2) Диспозиция (распоряжение) – этот элемент
представляет собой "сердцевину"
правовой нормы, указывает на само правило
поведения (права и обязанности участников,
предусмотренные гипотезой данной нормы).
3) Санкция (взыскание) - элемент правовой
нормы, который определяет меру государственного
взыскания (поощрения), которая применяется
к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных
диспозицией.
Юридическая ответственность
за экологические правонарушения и преступления
- есть лишь одна из форм обеспечения экологической
безопасности населения, охраны природной
среды и рационального использования
ее ресурсов. Она осуществляется наряду
с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными,
образовательными мерами, мерами по возмещению
причиненного природе или здоровью человека
вреда и иными.3
В комплексном виде законодательное
закрепление ответственности по экологическому
праву произведено в статье 81 Закона РСФСР
от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей
природной среды".2
Она предусматривает, что за
экологические правонарушения должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
материальную, административную, гражданско-правовую
либо уголовную ответственность, а предприятия,
учреждения, организации - административную
и гражданско-правовую в соответствии
с названным законом и иными законодательными
актами Российской Федерации и ее субъектов.
Право собственности в РФ признается
и охраняется государством. Соответственно
признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности (ст. 8 Конституции
РФ). Материальная ответственность работников
за ущерб, причиненный работодателю при
исполнении трудовых обязанностей, является
одним из средств защиты права собственности.
Материальная ответственность
за ущерб, причиненный работодателю при
исполнении трудовых обязанностей, возлагается
на работника при условии причинения ущерба
по его вине. Эта ответственность, как
правило, ограничивается определенной
частью заработка работника и не должна
превышать полного размера ущерба, за
исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
1.Структура нормы
права, Понятие структуры правовой нормы
и ее элементы.
Чтобы уяснить детали и тонкости
каждой юридической нормы при анализе
законов, необходимо распознать и выявить
в их тексте логическую структуру правовой
нормы, которая показывает, из каких частей
состоит норма, как эти части взаимосвязаны
между собой. Взаимосвязь структурных
элементов нормы права в литературе получила
наименование «логическая структура нормы
права». Норма права — это общее правило
регулирования общественных отношений,
согласно которому его адресаты должны
при определенных условиях (гипотеза)
действовать как субъекты определенных
прав и обязанностей (диспозиция), иначе
последуют определенные невыгодные для
них последствия (санкция). Структура правовой
нормы - это упорядоченная совокупность
элементов, обеспечивающих ее функциональную
самостоятельность. В структуре правовой
нормы выражены специфические качества
права, отличающие его от других социальных
регуляторов. Обычно различают юридическую
и логическую структуру нормы права. Юридическая
структура нормы права традиционно рассматривается
как доминирующая, поскольку раскрывает
условия, содержание и правовые последствия
взаимосвязи управомоченного и обязанного
лица. В настоящее время доминирует идея
трехзвенной структуры правовой нормы:
1) Гипотеза (предположение) - элемент правовой
нормы, указывающий на условия, при которых
возни кают права и обязанности. Иными
словами, гипотеза содержит указание на
конкретные жизненные обстоятельства,
при которых данная норма вступает в действие.
2) Диспозиция (распоряжение) – этот элемент
представляет собой "сердцевину"
правовой нормы, указывает на само правило
поведения (права и обязанности участников,
предусмотренные гипотезой данной нормы).
3) Санкция (взыскание) - элемент правовой
нормы, который определяет меру государственного
взыскания (поощрения), которая применяется
к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных
диспозицией. Логическая (словесная) структура
нормы права также состоит из трех элементов.
Она выражена формулой: "Если..., то...,
а в противном случае..." , где: • "если"
- условия действия нормы права; • "то"
- содержание правила поведения; • "иначе"
- неблагоприятные последствия, которые
на ступают за нарушение правила. Гипотеза
является строго обязательным элементом
любой правовой нормы, и без неё она не
существует. "Движение" правовой
нормы начинается с гипотезы. В гипотезе
указываются юридические факты. Отсутствие
гипотезы превратит правовую норму в безусловную,
что недопустимо. Например, в цивилизованном
обществе нельзя лишить гражданина каких-либо
благ, не имея на то заранее установленных
законом оснований. Санкция необязательно
сопровождает каждую норму права. Есть
нормы, не нуждающиеся в государственной
защите, поскольку регулируют они такие
общественные отношения, которые практически
невозможно нарушить. Каждый из названных
элементов имеет в правовой норме свое
место и выполняет свою роль. Юридическая
норма в большинстве случаев имеет трехчленную
структуру (гипотеза, диспозиция, санкция),
словно оса, тельце которой также состоит
из трех основных частей: головогруди,
брюшка и жала. Наверняка многим хорошо
известно, как ведет себя это насекомое,
если его потревожить: оно безжалостно
впивается челюстями в обидчика и вонзает
в него свое ядовитое жало. Аналогично
действует уголовная норма: если человек
совершил преступление, то есть нарушил
запрет, установленный определен ной уголовной
нормой, то к нему неминуемо должна быть
применена санкция (мера уголовной ответственности)
данной нормы. Разумеется, описанное выше
сравнение является довольно условным.
Оно лишь в общем плане иллюстрирует взаимодействие
элементов логической структуры правовой
нормы. Однако в то же время оно позволяет
понять, что содержание нормы представляет
собой единое, цельное правило поведение,
где гипотеза, диспозиция и санкция неразрывно
связаны между собой, словно части единого
живого организма. Иногда диспозиция и
гипотеза слиты, и в тексте нормативного
акта их невозможно различить, Трехчленная
структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция,
санкция) называется идеальной. Реальная
структура правовой нормы может не содержать
гипотезы или санкции (в зависимости от
размещения нормы в правовом акте). Ее
не содержат, в частности, дефинитивные
нормы, то есть нормы, дающие определения
тех или иных правовых институтов. К этой
же категории относятся нормы-принципы,
закрепляющие основополагающие идеи права.
Наиболее важным качеством структуры
правовой нормы является четкое взаимодействие
и тесная связь между всеми ее элементами.
В правовой норме должны содержаться условия
ее действия, права и обязанности участников
правовых отношений, наконец, меры государственного
принуждения за ненадлежащее исполнение
заключенного в этой норме правила поведения,
иначе юридическая норма просто не сможет
выполнить свою функцию регулятора общественных
отношений. Способы изложения норм права
Для более глубокого и разностороннего
понимания структуры нормы права, равно
как и ее составных частей, важное значение
имеет рассмотрение способов изложения
норм права. В правовой теории и практике
довольно часто возникает вопрос о том,
как располагаются нормы права в текстах
(частях, разделах, статьях) нормативно-правовых
актов, и в частности, как соотносится
структура нормы права со структурой ее
статей (пунктов). Анализ показывает, что
возможны и в действительности существуют
различные варианты. Формы изложения элементов
правовой нормы в статьях нормативно-правовых
актов Полная Отсылочная Бланкетная в
статье излагаются все необходимые элементы
правовой нормы (гипотеза, диспозиция,
санкция) без отсылок к другим статьям
в статье содержатся не все элементы правовой
нормы, но имеется отсылка к другим статьям
этого же акта, где имеются не достающие
сведения в статье лишь называются правила,
либо устанавливается ответственность
за их нарушение, но сами правила поведения
содержатся в других нормативных актах
Прямой (полный) способ предполагает изложение
всех трех элементов правовой нормы в
статье нормативно-правового акта. Все
составные части правовой нормы - гипотеза,
диспозиция и санкция - полностью совпадают
со структурой статьи или даже всего нормативно-правового
акта. При отсылочном способе изложения
в статьях нормативных актов содержатся
не все структурные элементы правовой
нормы, но имеется отсылка к другим статьям
этого же акта. Для уголовного и некоторых
других отраслей права довольно распространен
способ изложения правового материала,
при котором одни составные части нормы
права формулируются в полном объеме,
другие же - лишь в общем виде или вообще
не раскрываются в данной статье а содержат
отсылку к другой или к другим, родственным
статьям. Бланкетный (открытый) способ
изложения предполагает, что в статье
может содержаться лишь один из элементов
структуры нормы права, а другой или другие
могут только подразумеваться. Для уяснения
содержания гипотезы или диспозиции и
санкции необходимо обращение не к конкретной
статье данного нормативно-правового
акта, а предусмаривается отсылка в самом
общем виде к другому нормативно-правовому
акту в целом или к его части, или к не скольким
нормативным актам. Отсюда следует необходимость
различать норму права и статью закона.
Это очевидно еще и потому, что в одной
статье нормативного акта содержатся
порой две, три нормы и более. Некоторые
акты, например уголовно-правовые, специализируются
на выражении санкций, обслуживающих нормы
иных отраслей права. Норма права не выполнила
бы своей регулятивной роли, если бы в
ней отсутствовал какой-либо из названных
структурных элементов. Поэтому законодатель
при формулировании норм обязан выписать
каждую часть особо или дать соответствующую
отсылку, а тот, кто реализует норму, должен
иметь в виду всю связь элементов нормы,
с тем, чтобы юридически грамотно выстроить
свои поступки. Соотношение нормы права
и статьи закона Структура нормы права
- это законодательно-логическая категория,
и вполне может не совпадать со словесной
формулировкой нормативно-правового акта.
Законода тельная техника, требования
простоты, компактности, логической стройности
изложения, правовые традиции отрасли
права выработали различные способы расположения
элементов правовой нормы внутри нормативного
акта либо нескольких, актов. Поэтому необходимо
различать норму права и статью закона.
Часто бывает, что в одной статье нормативного
акта содержатся порой две, три нормы и
более. Некоторые акты, например уголовно-правовые,
специализируются на выражении санкций,
обслуживающих нормы иных отраслей права.
Правовые нормы излагаются в нормативных
актах в их отдельных статьях. Но статья
закона не обязательно содержит в себе
все элементы правовой нормы. Способы
выражения правовой нормы в статьях нормативных
актов могут быть различных вариантов:
1. Норма права и статья нормативного акта
совпадают между собой - это наиболее типичный
случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются
все структурные части нормы права - гипотеза,
диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким
образом не всегда. 2. Нормы права и статья
нормативного акта не совпадают между
собой, так как в статье содержатся отдельные
элементы нормы, а другие ее элементы помещаются
в иных статьях данного нормативного акта
(отсылочные нормы) или в иных нормативных
актах (бланкетные нормы), этой отрасли
права или в других отраслях права. Такой
вариант как самый удобный имеет наибольшее
распространение. 3. Одной статьей нормативного
акта удается охватить несколько правовых
норм. Такой вариант встречается сравнительно
редко. 4. Одна норма права размещается
в нескольких статьях; 5. Одна статья содержит
общую диспозицию или гипотезу нескольких
взаимосвязанных норм; 6. Одна статья содержит
несколько гипотез и диспозиций; 7. Гипотеза
и диспозиция размещаются в одной статье,
а санкция - в другой. Характеристика структурных
элементов юридической нормы а) Гипотеза
Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий
на конкретные жизненные обстоятельства,
условия (время, место, субъектный состав
и т. п.), при наличии или отсутствии которых
реализуется норма. Гипотеза приводит
в движение юридическую норму. В юридической
науке выделяют следующие виды гипотез:
Дефинитивная гипотеза содержит научно
сформулированные определения юридических
понятий и категорий (понятие преступления,
должностного лица, сделки). ♦ в зависимости
от степени определенности различают:
1. Абсолютно определенные гипотезы содержат
четкие и точные указания на круг лиц,
условия и обстоятельства реализации
норм права. В каждом конкретном случае
для ее применения достаточно только кон
статировать наличие указанных в гипотезе
условий. 2. Относительно определенные
гипотезы ставят действие юридической
нормы в зависимость от одного из нескольких
перечисленных в законе обстоятельств.
Эти гипотезы ориентируют правопримени
тельный орган на определение наличия
или отсутствия этих условий в каждом
конкретном случае. 3. Недостаточно определенные
гипотезы описывают условия и обстоятельства
реализации норм права лишь в общем виде
и оставляют значительный простор для
судебного и административного усмотрения
в оценке конкретных условий и обстоятельств
рассматриваемого дела. ♦ в зависимости
от количества условий реализации нор
мы выделяют: а) Простая гипотеза - это
гипотеза, в которой указано одно обстоятельство,
с наличием или отсутствием которого связывается
действие юридической нормы. б) Сложная
гипотеза - это гипотеза, которая ставит
действие нормы в зависимость от наличия
или отсутствия одновременно двух или
более обстоятельств. в) Альтернативная
гипотеза - реализация правовой нормы
ставится в зависимость от наличия одного
из нескольких конкретных обстоятельств.
б) Диспозиция Диспозиция - это элемент
нормы права, определяю щий модель поведения
субъектов с помощью установле ния прав
и обязанностей, возникающих при наличии
ука занных в гипотезе юридических фактов.
Диспозиция (от лат. dispositio — располо жение)
нормы выражает требование вза имно согласованного
расположения (установления) прав и обязанностей
сторон. Диспозиция - это модель правомерного
поведения. Аналогично видам гипотез классифицируются
и диспозиции правовых норм. ♦ в зависимости
от степени определенности различают:
1. Абсолютно определенные диспозиции
субъек тов в случае вступления нормы
в действие чрезвычайно точно фиксируют
принадлежащие субъектам права и обязанности,
устанавливают правило поведения. 2. Относительно
определенные диспозиции устанавливают
рамки возможного поведения, выход за
пределы которых не допускается, но в указанных
пределах субъектам предоставляется право
выбора наиболее выгодного для них варианта
поведения. Эти диспозиции позволяют субъектам
правоотношений уточнять права и обязанности
в каждом конкретном случае. 3. Частично
определенные диспозиции формулируют
правило в общих чертах путем употребления
оценочных терминов и понятий, которые
нуждаются в раскрытии применительно
к обстоятельствам каждого отдельного
юридического дела. ♦ в зависимости от
вариантов законного поведения участников
правоотношения, предоставленного нормой
права: а. Простые диспозиции только называют
правило поведения: дозволение либо запрет
- и не дают ему сколько-нибудь подробной
характеристики, содержат один вариант
поведения б. Сложные - устанавливают несколько
вариантов поведения субъектов правоотношения.
в. Альтернативные - указывают несколько
взаимоисключающих вариантов поведения.
♦ в зависимости от способа выражения
в нормативно-правовом акте » Описательные
диспозиции формулируют правило поведения
и акцентируют внимание на основных признаках
закрепленного правила. » Отсылочные диспозиции
не содержат полного описания правила
поведения, а для его выяснения отсылают
к другой норме этого же нормативного
акта. » Бланкетные диспозиции отсылают
к иным нормативным актам либо данной,
либо иных отраслей права, где сформулировано
правило поведения участников отношений.
♦ по степени выражения варианта поведения:
» Императивная диспозиция выражена в
категорических предписаниях и действует
независимо от усмотрения субъектов права
(повелительно-властная). » Диспозитивная
диспозиция предписывает вариант поведения,
но при этом предоставляет субъектам возможность
в пределах законных средств урегулировать
отношения по своему усмотрению (широкая
автономия). с) Санкция Санкция - элемент
нормы права, предусматривающий последствия
для субъекта, реализующего диспозицию.
♦ в зависимости от степени определенности:
1. Абсолютно определенные санкции указывают
точно на неблагоприятные правовые последствия,
наступающие в результате нарушения нормы
права. Недостаток абсолютно определенных
санкций, в том, что они не позволяют выбрать
вид правового воздействия, индивидуализировать
меру наказания в зависимости от личности
правонарушителя и особенностей обстоятельств
конкретного дела. Поэтому такие санкции
явление довольно редкое во всех отраслях
права. 2. Относительно определенные санкции
устанавливают границы возможного наказания,
в пределах которых оно избирается в каждом
отдельном случае: от минимального до
максимального или только до максимального.
♦ зависимости от характера последствий
» Простые санкции - это санкции, где указывается
только один вид наказания, к которому
и следует прибегать. » Сложные применяют
одновременно несколько мер воздействия
одновременно » Альтернативные санкции
предусматривают несколько видов наказания,
из которых в зависимости от обстоятельств
дела надо выбрать только один. » Кумулятивные
санкции - это санкции, при которых правоприменитель
обязан соединить предложенные неблагоприятные
правовые последствия, и не имеет права
упустить хотя бы одно из них. ♦ в зависимости
от способа охраны правопорядка правовосстановителъные
- направлены на принудительное исполнение
обязанностей и восстановление нарушенных
прав. карательные - предусматривают ограничение
каких-либо прав нарушителя требований
нормы, возложение на него спе циальных
обязанностей или его официальное порицание.
штрафные - являются особой разновидностью
карательных санкций.
2.Юридическая
ответственность за экологические
правонарушения.
Юридическая ответственность
за экологические правонарушения и преступления
- есть лишь одна из форм обеспечения экологической
безопасности населения, охраны природной
среды и рационального использования
ее ресурсов. Она осуществляется наряду
с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными,
образовательными мерами, мерами по возмещению
причиненного природе или здоровью человека
вреда и иными.3
В комплексном виде законодательное
закрепление ответственности по экологическому
праву произведено в статье 81 Закона РСФСР
от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей
природной среды".2
Она предусматривает, что за
экологические правонарушения должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
материальную, административную, гражданско-правовую
либо уголовную ответственность, а предприятия,
учреждения, организации - административную
и гражданско-правовую в соответствии
с названным законом и иными законодательными
актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным актам, содержащим
общие положения об ответственности правонарушителей,
относится, например, федеральное природоохранительное
законодательство:
Закон РФ "Об экологической
экспертизе" от 23 ноября 1995 г.4
Закон РФ "Об особо охраняемых
природных территориях" от 14 марта 1995
г.5
Закон РФ "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах" от 23 февраля 1995 г.6
"Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.7
Основы лесного законодательства
РФ от 6 марта 1993 г.8
Водный кодекс РФ от 18 октября
1995 г.9
Закон РФ "О животном мире"
от 24 апреля 1995 г.10
Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 19 апреля
1991 г. и др.11
Статьей 6 Кодекса об административных
правонарушениях РСФСР (КоАП) субъекты
Федерации, в частности, наделены правом
устанавливать административную ответственность
за нарушение: правил охоты и рыболовства;
правил осуществления других видов пользования
животным миром; решений по вопросам борьбы
со стихийными бедствиями и эпидемиями;
правил по карантину животных; ветеринарных
правил.12
В соответствии со ст. ст. 71,
72 Конституции РФ принятие норм уголовного,
уголовно-исполнительного, гражданского
права относится к ведению Федерации.13
Административное, трудовое,
семейное, жилищное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране
окружающей природной среды находится
в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства следует
принимать во внимание при решении вопросов
о юридической ответственности за экологические
правонарушения.
Задачами юридической ответственности
за экологические правонарушения являются:
защита общественных отношений в сфере
экологии; наказание правонарушителя;
предупреждение совершения им новых правонарушений
(частное предупреждение) и правонарушений
со стороны других граждан (общее предупреждение);
воспитание населения в духе уважения
к закону и сложившемуся экологическому
правопорядку.
Ответственность за экологические
правонарушения основана на принципах
законности, равенства граждан перед законом,
виновной ответственности (за исключением
обязанности по возмещению вреда, причиненного
источником повышенной опасности, в порядке
реализации гражданско-правовой ответственности),
справедливости, гуманизма, дифференцированного
ее возложения, экономии мер государственного
принуждения.
Как указывалось, деяние – объективное
основание юридической ответственности,
формальным основанием выступает правовая
норма, закрепляющая признаки данного
правонарушения, а вина служит субъективным
основанием.
Однако выделение нормы, вины
и деяния в качестве оснований в известной
мере условно, т.к. даже в совокупности
их недостаточно для реального привлечения
правонарушителя к ответственности. Поэтому
единственным и достаточным юридическим
основанием ответственности является
наличие в деянии правонарушителя предусмотренного
нормами права состава экологического
правонарушения.
В статье 81 Закона РСФСР "Об
охране окружающей природной среды"
экологическое правонарушение определяется
как виновное, противоправное деяние,
нарушающее природоохранительное законодательство
и причиняющее вред окружающей природной
среды и здоровью человека.14
Данное определение содержит
основные отличительные признаки экологического
правонарушения, но имеет ряд недостатков.
В нем указаны не все признаки правонарушения;
имеет место тавтология (противоправное
деяние, нарушающее законодательство);
перечислены не все социальные ценности,
составляющие предмет экологических правоотношений,
которым причиняется вред; в качестве
систематизирующего признака взяты последствия,
а не объект правонарушения. Последствия
же не входят в элементный состав экологического
отношения, охраняемого законом, и не позволяют
разграничить экологические и иные правонарушения
(хозяйственные, против собственности,
против здоровья, должностные и т.д.).
Более удачным представляется
определение экологического правонарушения
как общественно опасного, виновного,
запрещенного законодательством под угрозой
наказания деяния (действия или бездействия),
направленного на причинение вреда отношениям
в сфере экологии. Состав экологического
правонарушения (как и любого другого)
включает в себя четыре элемента: объект,
объективная сторона, субъективная сторона,
субъект.
Дисциплинарную ответственность
несут работники предприятий, учреждений,
организаций независимо от формы собственности,
за невыполнение планов и мероприятий
по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов, за нарушение нормативов
качества окружающей природной среды,
ненадлежащую эксплуатацию очистных установок
и сооружений и за нарушение иных требований
природоохранительного законодательства
при исполнении своих обязанностей по
службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Об
охране окружающей природной среды").15
Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности определяется трудовым
законодательством, законодательством
о государственной службе, иными нормативными
актами Российской Федерации и ее субъектов,
трудовыми соглашениями (контрактами),
уставами и положениями о предприятии,
организации, учреждении. При этом условия
договоров о труде, ухудшающие положение
работников по сравнению с действующим
законодательством, включая условия ответственности,
являются недействительными. Отличительным
признаком состава дисциплинарного проступка
является то, что невыполнение требований
экологического законодательства одновременно
является невыполнением работником своих
обязанностей, обусловленных занимаемой
должностью или договором (контрактом).
Дисциплинарная ответственность
выражается в наложении на виновное лицо
дисциплинарного наказания в виде: замечания,
выговора, строгого выговора, увольнения
от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).16
Законодательством, уставами
о дисциплине и иными нормативными актами
для отдельных категорий рабочих и служащих
могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные
взыскания.
Например, в качестве дисциплинарного
взыскания могут применяться: полное или
частичное лишение премии либо иных средств
поощрения; перевод на нижеоплачиваемую
работу или смещение на низшую должность;
лишение чина или звания; объявление о
неполном служебном соответствии.
Администрация имеет право
вместо дисциплинарного взыскания передать
вопрос на рассмотрение общего собрания
трудового коллектива или общественной
организации.
Общие положения о возможности
применения к нарушителю экологического
законодательства материальной ответственности
содержатся в ст.83 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды".17 Порядок
ее применения регулируется трудовым
законодательством. Материальная ответственность
заключается в возложении на причинителя
вреда обязанности возместить расходы,
которые по его вине понесло учреждение,
организация, предприятие или иной хозяйствующий
субъект, с которым виновный находится
в трудовых отношениях. В соответствии
с трудовым законодательством причинитель
вреда несет ответственность в размере
прямого действительного ущерба, но не
более своего месячного заработка (ст.
119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает
вред, если он причинен в результате преступного
деяния; умышленно; когда вред причинен
не при исполнении своих трудовых обязанностей;
когда он причинен работником, находящимся
в нетрезвом состоянии; когда в соответствии
с законодательством или договором на
работника возложена полная материальная
ответственность.