Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:30, доклад
Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и приемами позволяет создать качественный акт.
Существуют многочисленные научные труды, посвященные юридической технике. Здесь же уместно привести лишь самые общие соображения на этот счет.
Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и приемами позволяет создать качественный акт.
Существуют многочисленные научные труды, посвященные юридической технике. Здесь же уместно привести лишь самые общие соображения на этот счет.
Прежде всего, юридическая техника – это, по существу, деловые обыкновения, сложившиеся в разных странах в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном нормативном акте, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный способ «делать» законы. По крайней мере, мечтой многих ученых-юристов является принятие специального нормативно-правового акта о нормативно-правовых актах – как и кто их должен готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие подзаконными актами и т.п. Но пока в этой области действуют деловые обыкновения и рекомендации, в частности по подготовке ведомственных актов, доктринальные положения.
Юридическая техника охватывает вопросы построения актов (преамбулы, разделы, главы, статьи), определение терминов, использование формулировок (четкость, однозначность, грамотность и т.д.).
Но юридическая техника –
это не только приемы подготовки нормативно-правовых
актов (логические, грамматические, структурные
и т.п.). Это еще и оценка акта
с позиции выражения
Например, нельзя писать, что закон распространяется на «граждан (физических лиц)», т.к. здесь допускается логическая ошибка: физическое лицо – это не только гражданин; нельзя в одном законе писать, что кандидат в депутаты на период избирательной кампании должен уйти с государственной должности (взять отпуск), а в другом – что он может это сделать по своему усмотрению. Увы, не счесть числа в законах противоречий, ошибок, недоразумений. Но таково реальное правотворчество – и теория права всячески стремится описать, объяснить как состояние правовой системы, так и пути ее совершенствования. Одним из таких путей является «вооружение» законодателей могучей юридической техникой.
Юридическому языку также
Это – не литературный язык. Там, где литератор для образности, красочности, эмоционального воздействия использует множество определений, там юрист обойдется одним, но четко определенным термином, понятием. Юридический язык требует однозначности используемых в конкретном акте грамматических форм, смыслового однообразия. Необходимо подчеркнуть, что юридический язык динамичен, обогащается порой за счет иностранных терминов, как правило, на этапах социальных, экономических реформ. Так, в настоящее время в российскую правовую систему с учетом экономических реформ на современном этапе входят совершенно новые юридические понятия: договоры «франчайзинг», факторинга, агентирования, селенга, понятие «траст», термины брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьютеры и ряд других. Происходит усложнение договорных отношений как объективный процесс становления рыночной экономики, и он также требует глубокого выражения в юридических понятиях, их уяснения.
Для юридического языка характерным является законодательное закрепление смыслового значения того или иного понятия. Юридическое лицо, лишение свободы, кредитор и т.п. – все это четкие, определенные законом понятия, которые и даются в нормативно-правовых актах.
Зачастую юридическая наука использует термины, понятия, почерпнутые из других областей знания, модифицирует их. Впоследствии они приобретают строгое юридическое значение, подчас меняя даже свое первоначальное значение. В юридическом языке многих стран присутствуют иностранные термины, главным образом почерпнутые из латыни.
Юридический язык – это государственный язык, и там, где это определено, составление законов идет на государственном языке. Вместе с тем в федеральном государстве субъекты Федерации вправе устанавливать и свои государственные языки.
Проблем в этой области немало. Порой борьба за установление государственного языка – это одно из направлений укрепления государственной власти или, наоборот, знамя сепаратизма, национально-освободительного движения. В демократических странах обеспечивается сохранение родного языка национальным меньшинствам, создание условий для его изучения и развития.
Теория права различает
Большой и отдельной темой является
использование в
Он отражает тот признак права в целом, который мы обозначили как систематичность, те черты права, которые мы рассмотрели в главе «Система и структура права».
Систематизация – это
Таким образом, систематизация – это,
с одной стороны, специализированная
правотворческая деятельность, а
с другой, важная часть эффективного
практического использования
Такую титаническую работу провели в XIX веке Сперанский и его помощники над российским законодательством. В результате Россия получила Свод законов, позволивший подготовить и провести в 60-х годах XIX века судебную и иные реформы. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.
И наоборот, переход уже в XX веке к тоталитарным формам правления и произвола в СССР оказался возможным при отказе от работ по систематизации законов. Работу над Сводом законов СССР в конце 20-х годов, как выразился Сталин, «отложили в сторону».
Теория права выделяет несколько форм систематизации законодательства – инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.
Инкорпорация предполагает объединение законов в
сборники и собрания по предметному или
хронологическому критерию. Это внешняя
обработка законодательства без изменения
его содержания. Главное назначение инкорпорации —
упорядочение нормативных актов. Правда,
инкорпорация может оказывать воздействие
и на правотворчество, особенно когда в процессе
инкорпорации выявляются потребности
проведения содержательной переработки
правовых норм или издания новых норм
права. Тем не менее ее главное назначение
состоит в упорядочении, в приведении в систему
действующих нормативных актов.
Инкорпорация подразделяется на официальную
и неофициальную.
Официальная инкорпорация — упорядоченное
объединение нормативных актов путем
издания компетентными органами сборников
(собраний) действующих нормативных актов.
Она является способом (формой) официального
опубликования и переопубликования вступающих
в юридическую силу или уже действующих
нормативных актов, а сборники служат официальными
источниками достоверной правовой информации.
В рамках официальной инкорпорации могут
быть выделены ее разновидности по другим
основаниям. Широко распространена хронологическая
инкорпорация, означающая упорядочение
нормативных актов по времени их издания.
Это — Ведомости Верх. Совета и Собрание
постановлений Правительства. К хронологической
инкорпорации относятся и хронологические
собрания, действующего законодательства
в субъектах Федерации.
Официальной формой хронологической систематизации
нормативных актов некоторых министерств
являются издаваемые ими Бюллетени нормативных
актов.
Консолидация – объединение в новый акт ряда законодательных актов, посвященных одному и тому же предмету регулирования, Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года объединил в один новый акт 48 ранее принятых актов по вопросу служебных командировок.
Инкорпорация может иметь
Особый вид
систематизации являет собой ко
Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.
Кодификация обеспечивает согласование
норм общеправового регулирования
(норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов
и т. д.) с нормами конкретного,
специального правового регулирования.
Она становится своеобразной нормативной
основой комплексного подразделения
системы права и
Кодификационные акты делятся на три вида:
Под кодификацией понимается
такое упорядочение правовых норм, которое
сопровождается переработкой их содержания,
с отменой одних и принятием других норм
права, т.е. это — систематизация в процессе
правотворчества. Кодификация не укладывается
в рамки систематизации, а представляет
собой самостоятельную, причем основную
форму совершенствования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается
в ее правотворческой функции; функцию
систематизации правовых норм она выполняет
в ходе правотворчества лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке
нового, ранее в системе законодательства
не существовавшего акта, либо в такой переработке
ранее действовавшего акта, которая приводит
к появлению принципиально иного законодательного
предписания. В процессе кодификации отменяются
устаревшие юридические нормы, разрабатываются
новые, устраняются пробелы в законодательстве
и противоречия между нормативно-правовыми
актами.
Кодификация осуществляется только в официальном
порядке и строго определенными государственными
правительственными органами. Наиболее
интенсивная кодификация связана с определенными
этапами развития общества, с существенными
изменениями общественных отношений,
требующих иной, принципиально новой юридической
оценки.
В результате кодификационной работы появляются
многочисленные нормативно-правовые акты,
которые постепенно устаревают, наслаиваются
один на другой, вступают во взаимное противоречие.
Кодификация предполагает внутреннюю
переработку законов, их изменение, дополнение
и т.д. Кодификация – это официально установленная
переработка правового материала. Ее формами
могут быть не только кодексы, но и уставы.
Традиция кодификации ведет свое начало
с Кодекса Юстиниана (VI век н.э.), в который
было кодифицировано римское право –
великое юридическое достижение человечества.
Вывод: Систематизация законодательства очень важна для правильного использования и нахождения нормативно-правовых актов. В последнее время довольно широко используются правовые информационные системы, избавляющие от необходимости долгого поиска нужной информации в огромном правовом массиве.