Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны, — тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции. Вот почему практическим работникам необходимы точные и полные знания о юридических фактах, их особенностях, разновидностях и составах.
Введение ……………………………………………..………………………3
1 Общие положения о юридических фактах
Понятие юридических фактов…………………..……………..5
Признаки и функции юридических фактов ………………….9
2 Классификация и установление юридических фактов
2.1 Виды юридических фактов ……………………………………………13
2.2 Порядок установления юридических фактов………………………....16
Заключение …………………………………………….……………………22
Глоссарий………………………………………………….………………....23
Список используемых источников……………………….…………..…....25
- Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Вместе с тем, как будет показано ниже, существует категория индивидуально определяемых фактов, которые лишь в общем виде (косвенно) предусмотрены в законодательстве;
- Зафиксированные в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.).
- Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду, прежде всего, возникновение, изменение либо прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызывать и иные правовые последствия, например аннулировать ранее возникшие юридические факты.
Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. Прежде всего, они обладают собственным действием: они организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, влияя на него еще до возникновения прав и обязанностей.
Затем одной из основных является функция обеспечения возникновения, изменения и прекращения правоотношений, так юридические факты обеспечивают переход от общей модели нормы права к конкретной.
Одновременно с этим юридические факты могут выполнять и функцию индивидуального поднормативного регулирования. Речь идет о таких правомерных действиях, как индивидуальные акты государственных органов, автономные акты участников регулируемых общественных отношений (договоры, односторонние сделки). На основах юридических норм, в пределах и формах, предусмотренных ими, указанные правомерные действия могут конкретизировать содержание общественных отношений.
Следовательно, они служат основаниями для возникновения последствий, предусмотренных нормами права, и в то же время в индивидуальном поднормативном порядке частично регламентируют содержание данных отношений. Например, при перевозке грузов отношения между сторонами регламентируется не только нормами гражданского права, но и индивидуальными актами и договором перевозки.
К специальным функциям юридических фактов относятся: правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий, правоуничтожающая (т.е. аннулирование юридического значения обстоятельств) и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка.
В зависимости от связи с элементом правовой системы можно выделить основную и дополнительные функции юридический факторов.
«Основная функция». Главная задача, выполняемых юридическими фактами в правовом регулировании – обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Правильно оценить значение указанной функции можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования.
Ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит абстрактную модель поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации.
Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение – конкретная модель поведения для конкретных субъектов. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. То есть юридические факты тем самым способствуют стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
Дополнительные функции.
В некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности.
Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в принятии искового заявления, основания для возбуждения и прекращения уголовного дела. Эти юридические факты – это своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и участвуют юридические факты, которые эти последствия обуславливают (например – основания для премирования, предоставление льгот).
2
2.1 Классификация юридических фактов
Государство определяет виды юридических фактов для общественных отношений, наделяя их характером правовых.. Именно волей государства факты реальной действительности наделяются юридической силой, называются в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей граждан и иных субъектов права (самого государства, муниципальных образований, государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и др.)
В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака.
Первый – "волевой" критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. События – явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека. Действия – поступки человека, акты государственных органов и так далее.
Юридические факты-действия – основной, определяющий вид юридических фактов. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий.
С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, – лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании.
Юридические действия – сложный и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификационную схему разнообразные проявления деятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебной литературе используется ряд делений правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом) и другие.
По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего законодательства) поведение. Неправомерные – противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства.
Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны – договоры, сделки, административные акты, связанные с "нормальными" правовыми отношениями, с другой – проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений.
При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификацией юридические факты с противоположным социальным знаком.
Существенную теоретическую и практическую роль играет систематизация неправомерных действий. К числу важнейших классификаций можно отнести подразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности (поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (преступления прочив личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.), по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и др. ); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).
Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий.
Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью людей (производством и потреблением материальных благ, созданием произведений литературы и искусства, открытия и изобретения и т.п.).
Юридические акты – действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов [Приложение ].
Категория "юридический факт" многоаспектна, поскольку разнообразны жизненные ситуации. Факты реальной действительности сами по себе не обладают каким-то имманентным свойством быть или не быть юридическими фактами, они становятся юридическими фактами только тогда, когда им такое значение придается нормами права, а именно гипотезой правовой нормы. Факты одного и того же вида могут быть или не быть юридическими фактами
Юридический факт является одним из элементов правового регулирования, именно юридический факт приводит в динамику правоотношение и оказывает на него воздействие на всем этапе его существования. Итак, юридический факт - это непосредственное основание наступления правового результата: возникновения, изменения, прекращения правоотношений, появления некоторых иных последствий.
Благодаря юридическим фактам реализуются создаваемые нормами права возможности движения правоотношения. Установление юридических фактов есть определенная стадия применения правовой нормы, так как указание на них содержится в гипотезе нормы права. Механизм перехода от факта к праву представляется достаточно простым: закон имеет в виду определенный факт, пучок обстоятельств, внутрь которого помещается человек с тем, чтобы извлечь из этого правовые последствия
Юридический факт признается непосредственно причиной, вызывающей начало регулирования отдельными нормами права отдельных фактических общественных отношений или прекращающей такое регулирование. Однако юридические факты играют одновременно и другую, противоположную роль: они способствуют изменению, развитию фактических общественных отношений, а значит, и процессу правообразования.
По мнению одних авторов, "юридический факт - необходимая предпосылка правового отношения". По мнению других, "юридическим фактам придается значение обстоятельств, которые являются условием применения правовой нормы". На наш взгляд, юридический факт следует считать и предпосылкой применения правовой нормы, и условием ее применения.
Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов–- одна из традиционных проблем юридической науки.
Отправной "точкой" правоприменительного процесса выступает, как уже отмечалось, юридически значимая социальная ситуация. Именно она – основание и конечный объект социально-правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования социально-юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего "представителя" – юридический факт.
Юридические факты (фактические составы), в свою очередь, вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательства – это фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций, как-то:
- родственные отношения лиц;
- факт нахождения лица на иждивении;
- факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти;
- факт признания отцовства;
- факт принадлежности
правоустанавливающих
- факт владения и пользования недвижимым имуществом;
- факт несчастного случая;
- факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
- факт принятия наследства и места открытия наследства;
- другие имеющие юридическое значение факты.
Это примерный перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке.
При рассмотрении должны присутствовать все указанные условия. Если отсутствует хотя бы одно, дело об установлении факта неподсудно суду общей юрисдикции.
Если факт, установить который просит заявитель, не имеет юридического значения, то судья отказывает в принятии заявления.
Таким образом, обращаясь за установлением факта, имеющего юридическое значение, заявитель должен доказывать следующие обстоятельства.