Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть юридические свойства и функции Конституции РФ.
В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные положения Конституции РФ;
- изучить юридические свойства Конституции РФ;
- исследовать функции Конституции РФ;
- разобрать проблемы реализации Конституции РФ;
- обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание работы

Введение 5
1 Конституция РФ – общие положения 7
2 Юридические свойства Конституции РФ
3 Функции Конституции РФ
4 Проблемы реализации Конституции РФ 10
15
20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

          Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

          Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

          Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993г. Ее организаторская функция проявляется во   многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к    добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на   свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление).

           Внешнеполитическая функция. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию    специальных глав о внешней политике и обороне. Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве          зарубежных конституций. Конституция РФ не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.9

            Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной         политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей   Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

           Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества,           становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой      правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким         образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к      конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

          Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

          Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать      крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства,    препятствовать его территориальному распаду.

 

 

 

          4 Проблемы реализации Конституции РФ

 

          Реализация  Конституции РФ - процесс воплощения конституционных  норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции:

           1) Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное     воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами;

           2) Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм;

           3) Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права;

           4) Применение  права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и   индивидуально-определенных лиц.

            Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

          Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления    российского законодательства, является некачественность принимаемых      нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества.10

 

        

           Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность        государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических            механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно   воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

          Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике,         выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. 11

Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем          правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или        воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном        законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

Для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его    отдельных структурных компонентов.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания        немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не   только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными        отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых,      совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости    вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения     предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта      правореализации. В этих случаях идеологические и психологические            компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного     прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых        граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц;     пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан;   ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и     свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.  
          Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются. 12 
          В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права.

 

Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение    квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с     более или менее устойчивыми доходами.

Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело    место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской   Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства. 

Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с     отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни – они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию      нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и   боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.

Информация о работе Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации