Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:51, реферат
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Цель работы – рассмотреть основные функции государства.
Задачи работы – представить общую характеристику функций государства; классифицировать функции государства.
Введение
1. Общая характеристика функций государства
1.1 Сущность функций государства
1.2 Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства.
2. Классификация функций государства
2.1 Основные черты функций
2.2 Внутренние функции государства
2.3 Внешние функции государства
Заключение
Оренбургский филиал
НОАНО ВПО «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ»
Курс ________________________
Отделение ______________________
Специальность ____________________
_____________ ____________________
Контрольная работа
По
дисциплине ______________________________
Тема/вариант__________________
______________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Оренбург
2014г.
Введение
1. Общая характеристика функций государства
1.1 Сущность функций государства
1.2 Проблематика и основные тенденции
эволюционного развития функций государства.
2. Классификация функций государства
2.1 Основные черты функций
2.2 Внутренние функции
государства
2.3 Внешние функции государства
Заключение
Список литературы
Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.
Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления.
Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель - это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.
Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции государства находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.
Одной из центральных проблем, рассматриваемых сегодня науками теории государства и права, а также, политологии, является проблема соотношения государства и гражданского общества.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Цель работы – рассмотреть основные функции государства.
Задачи работы – представить общую характеристику функций государства; классифицировать функции государства.
Поскольку основные понятия о государстве привязываются к основам права, нужно обратить внимание на узко-юридическое понимание функций государства и назвать три такие функции: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Это функции государства по отношению к праву. Сами слова говорят за себя.
Но о функциях государства чаще принято говорить как об основных направлениях его деятельности, обусловленных задачами государства и целями правового регулирования.
Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
Исходя из задач государства, можно выделить следующие функции государства на современном этапе:
Внутренние:
1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан
2) экономическая;
3) культурная;
4) социальная;
5) экологическая.
Внешние:
1) поддержание мира и мирного сосуществования;
2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.
Функции призваны ответить на вопрос: что должно делать государство на данном этапе его развития, на чём должны быть сосредоточены усилия его органов и учреждений.
Далее, в функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития, его многосторонние связи с обществом.
Функции государства - категория объективная как по содержанию, формам и методам осуществления, так и по своим границам. Это значит, что число функций государства также носит объективный характер. Поэтому задача теории функций государства - дать, по мере возможностей, именно исчерпывающий перечень его основных внутренних и внешних функций.
Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.
Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.
Вырисовываются два аспекта проблемы:
а) функции государственного управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.
В большей степени претерпевают изменения функции органов государственного управления. Сужены некоторые традиционные для советского периода функции (планирования, материально-технического снабжения и другие). И появились новые, обусловленные переходом к рыночной экономике (осуществление антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий и учреждений в различных сферах и др.).
Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.
Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.
Нередко, чаще всего применительно к экономике, предлагается заменить систему прямого государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав в нее необходимые элементы прямого управления. И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.
Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.
В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.
В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления этой функции включает:
а) нормативное регулирование путем установления общих правил);
б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
д) координацию и общее направление их деятельности;
е) содействие ее успешному осуществлению;
ж) определение приоритетов в структурной политике;
з) государственные контракты (договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.
Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и т.п.
Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина "управление", отчасти и термина "руководство" формулировкой "органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления"
Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).
Функция государственного регулирования реализуется различными методами и в различных формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими государственному управлению. В современном механизме государственного регулирования своеобразными и получающими более широкое использование, становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный контракт (договор), государственная лицензирование.
Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.
Формы, виды и методы контроля, суть которых в общем виде рассмотрена в пятом разделе, на практике реализуются в различных отраслях и сферах. Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Но в общем его сфера в негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.