Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 23:49, курсовая работа
В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.
Введение………………………………………………………………..2
1. Конституция РФ…………………………………….....................3
2. Законы…………………………………………………………….4
3. Указы и распоряжения Президента РФ………………………...6
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ…………..7
5. Постановления Конституционного Суда РФ…………………..8
6. Разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики…..9
7. Акты министерств и ведомств (ведомственные акты)……….10
Заключение……………………………………………………………11
Список использованных источников………………………………..13
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..13
Введение
В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.
1. Конституция РФ
На самом высоком уровне находится, как отмечено выше, Конституция РФ. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Поэтому и установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Отменяется и изменяется она также с соблюдением особой процедуры. В этом одна из гарантий ее относительной стабильности.
2. Законы
Немного ниже в иерархической
структуре правовых актов находятся
законы. Согласно Конституции РФ различаются
федеральные законы, в том числе
конституционные (их издание осуществляется
в силу прямого предписания
Требование, в соответствии с которым федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и подлежат неуклонному исполнению, не относится к числу соблюдаемых безусловно и во что бы то ни стало. При наличии достаточных оснований некоторые такие законы, как и все другие, полностью или частично могут быть, как будет видно ниже (см. гл. X учебника), признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, в силу чего они применяться не должны. Но такого рода "истории" с федеральными законами случаются сравнительно редко. В общей своей массе они являются обязательными для всех и на всей территории страны.
В актах этого уровня и
решается большинство вопросов организации
и деятельности правоохранительных
органов, которым доверяется, как
отмечалось выше, осуществление весьма
ответственных функций, связанных
с охраной законности и правопорядка,
защитой прав и законных интересов
граждан. Авторитет принимаемых
ими решений подкрепляется
При характеристике закона как источника правовой регламентации следует иметь в виду, что в свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты, именовавшиеся положениями, которые имели и продолжают иметь практически ту же юридическую силу, что и законы. К их числу можно отнести, например, Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей и Положение об адвокатуре РСФСР.
Пределы полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. К примеру, они вправе издавать законы, дополняющие и развивающие Основы законодательства о нотариате, по вопросам организации адвокатуры.
С относительно недавних пор,
как отмечено выше, начали приобретать
новое звучание общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации. Раньше соответствующие
положения становились
3. Указы и распоряжения
Президента РФ
Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов в общих чертах определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить, в частности, Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806, утвердивший Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации; Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, утвердивший Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации; Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272, утвердивший Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации.
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ
Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах.
Правительство, как и Президент,
может утверждать, в частности, положения
о правоохранительных органах, которые
возглавляются членами
5. Постановления Конституционного Суда РФ
Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой полное или частичное прекращение действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ. Естественно, такое решение может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов.
Для иллюстрации данного
положения вполне можно привести
немало примеров. Один из них — постановление
Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998
г. о несоответствии Конституции
РФ положений уголовно-
6. Разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики
Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики. Оформляются эти разъяснения постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только гражданскими и военными судами общей юрисдикции, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго — всеми арбитражными судами. Некоторые из таких постановлений имеют отношение к решению организационных вопросов.
Ими также могут утверждаться
иные документы организационного характера,
имеющие силу нормативных актов
(например, утвержденное Пленумом Верховного
Суда РФ Положение о Научно-
В настоящее время продолжают
действовать некоторые
7. Акты министерств и ведомств (ведомственные акты)
К регламентации организации
и деятельности правоохранительных
органов могут иметь отношение
и акты министерств и ведомств
(ведомственные акты). Издаются они
руководителями соответствующего уровня.
Главное их свойство — они обязательно
должны согласовываться с
По ряду вопросов ведомственные
акты утверждаются одновременно несколькими
руководителями правоохранительных и
других органов. В качестве примера
могла бы послужить Типовая инструкция
об организации работы постоянно
действующих следственно-
Заключение
Для изучения законодательства
и иных правовых актов не последнее
значение имеет знание источников их
официального опубликования. Правильное
применение любого нормативного акта
требует того, чтобы органы и должностные
лица имели возможность
федеральные законы, ратифицированные международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете";
ведомственные акты, имеющие межведомственное значение, и некоторые другие — в публикуемом издательством "Юридическая литература" "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" и в газете "Российские вести"; эти и подобные им нормативные акты публикуются также в ведомственных изданиях;
постановления Конституционного Суда РФ — в издаваемом им же "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", "Собрании законодательства Российской Федерации" и некоторых других официальных изданиях;
разъяснения высших судебных инстанций по вопросам судебной практики — в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";
международные документы — в "Бюллетене международных договоров" (издание Администрации Президента РФ) и тематических сборниках.
Список использованных источников
Конституция РФ — ст. 4, 5, 15, 76, п. "д" ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 108, ст. 115, ч. 6 ст. 125, ст. 126 и 127.
Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. — ст. 1— 7 (СЗ РФ, 1994, № 8, ст. 801; 1999, № 43, ст. 5124).
Закон о Конституционном Суде — ст. 79.
Закон о судоустройстве — ст. 56.
Закон об арбитражных судах — п. 5 ч. 1 ст. 10.
Указ Президента РФ "О
порядке опубликования и