Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:37, контрольная работа
Жизнь и деятельность Баруха Спинозы (1632 - 1677) протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Его работы, посвящённые политико-правовой проблематике: "Богословско-политический тракт" (1670) "Этика, доказанная геометрическим методом" (1675) "Политический трактат" (1677).
В основу исследований Б. Спинозы положен эмпирический метод. По мнению Спинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право - это законы природы "открытые естественным светом", т.е. человеческим разумом.
Когда же государство делает что-нибудь вразрез с велением разума, то оно "грешит" против своей природы, изменяет себе и в этом смысле совершает преступление. Hо это - преступление не по праву гражданскому, а по праву естественному, поскольку речь идет о тех правилах, которые государство обязано хранить ради самого себя. Государство не подчинено гражданскому праву и, следовательно, не может совершить преступление по этому праву. Hо поскольку государство, чтобы быть своеправным, "обязано сохранять причины уважения и страха", то оно не должно "открыто нарушать и презирать им же самим изданные законы".
2) Во-вторых, предел права
государства обусловлен
3) В-третьих, "к праву
государства менее относится
то, на что негодует большинство".
Поскольку "право государства
определяется мощью народа", постольку
надо считаться с мнением
Спиноза в принципе отвергал
право подданных (по гражданскому праву)
на сопротивление властям, изменение,
толкование или нарушение этих учредительных
(конституирующих государство) договоров
и законов. Hарушение же их властями
ведет к тому, что общий страх
большинства граждан
Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.
При рассмотрении взаимоотношений
государства и религии Спиноза
подчеркивает, что верховной власти
как по божественному, так и по
естественному праву
Большое внимание в политико-правовом учении Спинозы уделено проблеме форм государства, которую он освещает под углом зрения наилучшего состояния различных форм верховной власти, т.е. степени обеспечения в них цели гражданского состояния - мира и безопасности жизни. В зависимости от степени реализации этой цели различные государства (различные по форме или различно устроенные внутри одной и той же формы) в разной мере обладают "абсолютным правом государства".
В соответствии с собственной этикой Б. Спиноза требовал, чтобы государство было устроено разумно. Государство, которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в постоянном страхе, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им казалось, что они не ведомы, но живут по своей воле и решают свои дела совсем свободно; чтобы они были удерживаемы в узде лишь любовью к свободе, стремлением увеличивать имение и надеждой на достижение почетных мест в государственных делах.
В этой связи Б.Спиноза
выделяет и исследует факторы, определяющие
пределы государственной власти
в ее отношениях с индивидами. Во-первых,
замечает он, такой предел обусловлен
собственной природой государства,
тем, что оно «зиждется на разуме
и направляется им». Во-вторых, к
праву государства не относится
«все то, к выполнению чего никто
не может быть побужен ни наградами,
ни угрозами». Так, согласно Б.Спинозе,
вне государственного вмешательства
в жизнь и дела гражданина, т.е.
в сфере его естественного
права, находятся способность
Важная особенность
Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.д.
Верховная власть, согласно Спинозе, «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться»; все «обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость».
Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой «частным гражданским правом», он характеризует как «свободу каждого сохранять себя в своем состоянии, определяемую указами верховной власти и защищаемую только ее авторитетом». Это гражданское право– часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме божественного, т.е. богооткровенного, права) в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Частное гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление.
В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое, в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу, определяется им как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании гражданского права.
Обосновывая приказной характер
отношения государства к
Мера свободы индивида
или государства определяется, по
Спинозе, не пределами дозволенного
им своеволия, а степенью их разумности,
поскольку свобода возможна лишь
на основе и в границах познанности
естественных необходимостей. «Воля
и разум– одно и то же»,– подчеркивал
Спиноза. И только разумная воля, согласно
этой концепции, является свободной. В
соответствии с таким пониманием
свободы Спиноза отмечал, что
наиболее свободно то государство, законы
которого основаны на здравом рассудке;
в таком государстве каждый, если
он этого хочет, может быть свободным,
т.е., не кривя душой, жить по указанию
разума. Человек свободен лишь постольку,
поскольку он руководствуется разумом,
так как в этом случае он действует
со знанием тех причин, которые
необходимо определяют его действия.
«Ибо,– заключает Спиноза,–
Проблема свободы
Вместе с тем у Спинозы имеются суждения и о том, что конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. «Следовательно,– заключал он,– цель государства в действительности есть свобода».
Используемая литература:
Информация о работе Концепция границ государственной власти Б. Спинозы