Концепция границ государственной власти Б. Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Жизнь и деятельность Баруха Спинозы (1632 - 1677) протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Его работы, посвящённые политико-правовой проблематике: "Богословско-политический тракт" (1670) "Этика, доказанная геометрическим методом" (1675) "Политический трактат" (1677).
В основу исследований Б. Спинозы положен эмпирический метод. По мнению Спинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право - это законы природы "открытые естественным светом", т.е. человеческим разумом.

Файлы: 1 файл

All - История политических и правовых учений.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

Когда же государство делает что-нибудь вразрез с велением разума, то оно "грешит" против своей природы, изменяет себе и в этом смысле совершает  преступление. Hо это - преступление не по праву гражданскому, а по праву  естественному, поскольку речь идет о тех правилах, которые государство  обязано хранить ради самого себя. Государство не подчинено гражданскому праву и, следовательно, не может  совершить преступление по этому  праву. Hо поскольку государство, чтобы быть своеправным, "обязано  сохранять причины уважения и  страха", то оно не должно "открыто  нарушать и презирать им же самим  изданные законы".

2) Во-вторых, предел права  государства обусловлен природой  самих подданных, которые лишь  в той мере признают это  право государства, в какой  они боятся его угроз или  любят гражданское состояние. "Отсюда, - заключает Спиноза, - следует, что  все то, к выполнению чего никто  не может быть побужден ни  наградами, ни угрозами, не относится  к праву государства". Так, вне  сферы права государства (т.е.  вне государственного вмешательства  в жизнь и дела детей) находятся  способность суждения, истинное познание бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право человека не свидетельствовать против себя, не убивать своих родителей, его право на попытку избежать смерти и т.д. Речь, по существу, идет о тех естественных правах человека, которые, согласно Спинозе, вообще не могут быть (а не то что не должны быть) отчуждены от индивида в пользу государства.

3) В-третьих, "к праву  государства менее относится  то, на что негодует большинство". Поскольку "право государства  определяется мощью народа", постольку  надо считаться с мнением народа, чтобы не дать повод к заговору  с его стороны. Предел власти  государства в данном случае  ставится, говоря современным языком, необходимостью учета общественного  мнения.

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров  и законов. Hарушение же их властями ведет к тому, что общий страх  большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается  государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе  говоря, для подобной ситуации нарушения  государственными властями условий  договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза был защитником свободы  совести и веротерпимости.

При рассмотрении взаимоотношений  государства и религии Спиноза  подчеркивает, что верховной власти как по божественному, так и по естественному праву принадлежит "верховное право постановлять относительно религии все, что бы она ни порешила, и... все обязаны  повиноваться ее решениям и приказам относительно религии".

Большое внимание в политико-правовом учении Спинозы уделено проблеме форм государства, которую он освещает под углом зрения наилучшего состояния  различных форм верховной власти, т.е. степени обеспечения в них  цели гражданского состояния - мира и  безопасности жизни. В зависимости от степени реализации этой цели различные государства (различные по форме или различно устроенные внутри одной и той же формы) в разной мере обладают "абсолютным правом государства".

В соответствии с собственной  этикой Б. Спиноза требовал, чтобы  государство было устроено разумно. Государство, которое стремится  лишь к тому, чтобы его граждане не жили в постоянном страхе, будет  скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы  им казалось, что они не ведомы, но живут по своей воле и решают свои дела совсем свободно; чтобы они  были удерживаемы в узде лишь любовью  к свободе, стремлением увеличивать  имение и надеждой на достижение почетных мест в государственных делах.

В этой связи Б.Спиноза  выделяет и исследует факторы, определяющие пределы государственной власти в ее отношениях с индивидами. Во-первых, замечает он, такой предел обусловлен собственной природой государства, тем, что оно «зиждется на разуме и направляется им». Во-вторых, к  праву государства не относится  «все то, к выполнению чего никто  не может быть побужен ни наградами, ни угрозами». Так, согласно Б.Спинозе, вне государственного вмешательства  в жизнь и дела гражданина, т.е. в сфере его естественного  права, находятся способность суждения, свобода совести, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право  человека не свидетельствовать против самого себя, право на попытку избежать смерти и т.д. «В-третьих, наконец, - пишет  он, - нельзя упускать из виду, что к  праву государства менее всего  относится то, на что негодует большинство». Это означало, что право государства  должно соответствовать мнению большинства  и что государственная власть должна считаться с общественным мнением.

 

 

 

 

  1. В) До какого момента индивид, согласно Спинозе, связан общественным договором?

 

Важная особенность спинозовской договорной теории государства состоит  в том, что «естественное право  каждого в гражданском состоянии  не прекращается», поскольку как  в естественном, так и в гражданском  состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом  или надеждой. Главное различие между  этими двумя состояниями заключается  в том, что в гражданском состоянии  имеется договорно установленное  высшее (суверенное) естественное право  государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий  уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же верховной (суверенной) власти.

Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что  хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует  делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и  отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны  и мира и т.д.

Верховная власть, согласно Спинозе, «не связывается никаким  законом, но все должны ей во всем повиноваться»; все «обязаны безусловно исполнять  все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять  величайшую нелепость».

Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой «частным гражданским  правом», он характеризует как «свободу каждого сохранять себя в своем  состоянии, определяемую указами верховной  власти и защищаемую только ее авторитетом». Это гражданское право– часть  общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме  божественного, т.е. богооткровенного, права) в естественном и гражданском  состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Частное гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.

Осуществление же гражданином  всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой  преступление.

В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое, в  соответствии с требованием общего права не вредить друг другу, определяется им как твердость в воздаянии  каждому того, что ему следует  на основании гражданского права.

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает  против возможных обвинений его  в том, что он превращает подданных  в рабов: раб подчиняется приказаниям  господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной  власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

Мера свободы индивида или государства определяется, по Спинозе, не пределами дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанности  естественных необходимостей. «Воля  и разум– одно и то же»,– подчеркивал  Спиноза. И только разумная воля, согласно этой концепции, является свободной. В  соответствии с таким пониманием свободы Спиноза отмечал, что  наиболее свободно то государство, законы которого основаны на здравом рассудке; в таком государстве каждый, если он этого хочет, может быть свободным, т.е., не кривя душой, жить по указанию разума. Человек свободен лишь постольку, поскольку он руководствуется разумом, так как в этом случае он действует  со знанием тех причин, которые  необходимо определяют его действия. «Ибо,– заключает Спиноза,– свобода  не уничтожает необходимости действования, но предполагает».

Проблема свободы рассматривается  Спинозой по преимуществу в этической, а не в публично-политической плоскости. Примечательно в этой связи его  утверждение о том, что «свобода или твердость души есть частная  добродетель, добродетель же государства  – безопасность».

Вместе с тем у Спинозы  имеются суждения и о том, что  конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его  безопасность и возможность наилучшим  образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. «Следовательно,–  заключал он,– цель государства  в действительности есть свобода».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.,2002.
  2. Лукашева Е. А. Права человека. - М., 2001.
  3. Нерсесянец В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М., 2001.
  4. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.
  5. Новгородцев П.И. «Введение в философию права». М.: Наука, 2004.
  6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007

 


Информация о работе Концепция границ государственной власти Б. Спинозы