Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:59, реферат
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
Консерватизм
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений
консерватизма базировалась на приоритете
преемственности перед иннова
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:
1) признание
существования раз и навсегда
установленного универсального
морального порядка,
2) естественное
неравенство людей необходимым
образом делит их на
3) в силу природной
«греховности» и «неразумности»
4) неверие в
силу прогресса, опора на
5) отношение
к конституции как к про
6) убежденность
в необходимости правления
7) понимание
гражданского законопослушания
как формы индивидуальной
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.
Последние десятилетия
обозначили явное стремление консерватизма,
с одной стороны, к иррациональным идеям
реакционного толка (например «новые
правые» во Франции), а с другой – к большей
склонности к либеральным ценностям. Второе
направление эволюции консервативных
идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме
– идеологическом течении, сформировавшемся
в качестве своеобразного ответа на экономический
кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные
движения протеста в Западной Европе
и расширение влияния кейнсианских идей.
Либерализм
и неолиберализм
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.
Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:
1) естественное
равенство людей;
2) наличие и гарантия
неотчуждаемости таких прав человека,
как право на жизнь, свободу, собственность;
3) верховенство
закона, его обязательность для
всех;
4) договорный
характер отношений
5) демократический
политический режим,
6) наличие развитого
гражданского общества и
7) конституционализм,
предусматривающий ограничение законодательной
и исполнительной власти посредством,
прежде всего, системы разделения властей,
механизма сдержек и противовесов, установления
пределов и «ясных» процедур деятельности
законодателей.
Главными проблемами
либеральной идеологии всегда были
определение допустимой степени и характера
государственного вмешательства в частную
жизнь индивида, совмещение демократии
и свободы, верности конкретному Отечеству
и универсальных прав человека.
Попытки решения
этих вопросов привели к возникновению
в либерализме многочисленных внутренних
течений. Так, в XX в. наряду с традиционным
либерализмом сформировались направления,
пытавшиеся соединить его основные ценности
с тотальной опорой на государство, или
с социально ориентированными идеями,
утверждавшими большую ответственность
общества за благосостояние всех людей,
нежели отдельного индивида, либо с представлениями,
отрицавшими социальную направленность
деятельности государства («консервативный
либерализм») и т.д.
Усиление элементов
государственной идеологии и социальных
целей, адаптировавших традиционные ценности
либерализма к экономическим и политическим
реалиям второй половины XX в., заставило
говорить о его исторически обновленной
форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством
политической системы здесь провозглашалась
справедливость, а правительства – ориентация
на моральные принципы и ценности. В основу
политической программы неолибералов
легли идеи консенсуса управляющих и
управляемых, необходимости участия масс
в политическом процессе, демократизации
процедуры принятия управленческих решений.
В отличие от
прежней склонности механически определять
демократичность политической жизни
по большинству, стали отдавать предпочтение
плюралистическим формам организации
и осуществления
В то же время
сохранившаяся в неолиберализме
ориентация по преимуществу на публичные
виды человеческой жизнедеятельности
(политическую активность, предприимчивость,
свободу от предрассудков и т.п.), традиционное
отношение к морали как к частному делу
человека (что способствует укреплению
отнюдь не всех связей и отношений в обществе,
а временами несет и опасность атомизации
социума) ограничивают электоральную
базу этих представлений в современных
условиях.
С другой стороны,
именно основные ценности либерализма
обусловили коренное изменение в массовых
политических воззрениях во многих странах
мира, легли в основу многих национальных
идеологий, ориентиров неоконсерватизма
и христианско-демократической идеологии.
На либеральной основе развились многообразные
теории политического участия, демократического
элитизма и т.д.
Социал-демократия, как одно из направлений социалистической идеологии, возникла в конце XIХ в. в недрах марксизма и в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе (80-е – 90-е годыXIХ в.) большая часть социал-демократических партий были объединены во ІІ Интернационале, созданном Ф. Энгельсом в 1889 г. и разделяла основные марксистские принципы относительно революционного пути перехода к социализму, насильственных форм преобразования общественных отношений и роли диктатуры пролетариата в этих процессах. Но уже в концеXIХ – начале ХХ в.в. начинается критическое переосмысление марксистской теории, связанное с именами известных деятелей немецкого рабочего движения Ф. Лассаля(1825-1864), Э. Бернштейна (1850-1932) и К. Каутского (1854-1938) - именно они и считаются родоначальниками социал-демократии. Ф. Лассаль выдвинул положение о возможности мирного перехода к социализму на основе всеобщего избирательного права (что противоречило марксистскому положению о роли революции), а также рассматривал государство как институт, стоящий над классами (что шло вразрез с марксистским положением о государстве как аппарате насилия одного класса над другим). Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата (в издававшихся ими газетах "Социал-демократ" и "Нойецайт").
Характерные черты
социал-демократической
- социализм –
общественной строй, который
- в экономической
сфере – сохранение частной
собственности и
- государственное регулирование экономикой;
- национализация крупнейших компаний;
- самоуправление
рабочих коллективов и
- участие профсоюзов
в разработке национальной
- участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;
- разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;
- в международном
плане – разработка и
Как следует
из основополагающих документов Социнтерна,
демократический социализма – это
"общественная модель, которая на
базе парламентской демократии и
правового государствапостепенно шаг
за шагом устраняет недостатки и классовую
разобщенность, осуществляет демократию
в государстве, экономике и обществе …..
равно как и личную и духовную свободу
и тем самым завоевывает и охраняет свои
ценности: свободу, справедливость и солидарность."
В середине XIX в. в Западной Европе зародился марксизм. Он стал идеологией пролетариата, появившегося вследствие промышленного переворота. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития.
Знание законов позволяет безошибочно определить пути преобразования общества. Схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии, а следовательно и жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.
Информация о работе Консерватизм как политическая идеология