Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:20, контрольная работа
В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне, Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти.[1]
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.
Конституционно – правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.
Структура Федерального Собрания Российской Федерации.
Функции Федерального Собрания Российской Федерации.
Список литературы.
Содержание:
Российской Федерации.
Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации - является представительным
и законодательным органом
В установленной Конституцией системе
разделения властей на федеральном уровне,
Федеральное Собрание в целом представляет
законодательную власть и взаимодействует
с федеральными органами исполнительной
и судебной власти.[1]
Федеральное Собрание не является
вышестоящим органом для иных представительных
органов Российской Федерации, так как
в Конституции не установлен принцип единства
системы представительных органов Российской
Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального
Собрания с представительными органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и представительными органами
местного самоуправления ограничивается
принятием законов в пределах ведения
Российской Федерации и совместного ведения
Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны
для применения указанными органами.
2. Структура Федерального
Собрания Российской Федерации
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
Согласно Конституции
роль палаты Федерального Собрания, выражающей
интересы субъектов Российской Федерации,
принадлежит Совету Федерации. Вторая
палата Федерального Собрания - Государственная
Дума - призвана представлять интересы
населения Российской Федерации
в целом.
Двухпалатная структура
Федерального Собрания обладает рядом
главных черт:
1) самостоятельность палат.
Она проявляется в разграничении
их функций, самостоятельном их осуществлении,
отсутствии подчиненности палат, в
собственной компетенции каждой
из них, независимости во внутренней организации;
2) неодинаковая компетенция палат.
К их ведению относятся в основном
разные вопросы, а в законодательном процессе
они имеют разные полномочия;
3)разный порядок формирования палат;
4) особенности представительной природы
каждой палаты.
Конституцией РФ определён
количественный состав каждой из палат
Федерального Собрания. Для Государственной
Думы это абсолютный показатель - 450
депутатов. Количество членов Совета Федерации
определяется численностью субъектов
Российской Федерации. В Совет Федерации
входят по два представителя от каждого
субъекта Федерации.
Срок полномочий Государственной Думы
составляет пять лет. По истечении срока
полномочий Думы Президент России назначает
выборы Государственной Думы нового созыва.
Применительно к Совету Федерации речь
идет о формировании, а не избрании, так
как эта палата может формироваться путем,
как избрания, так и назначения, вхождения
представителей от представительных и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно
действующим органом. Принцип постоянного
действия Федерального Собрания обусловлен
той важной ролью, которую оно выполняет
как представительный и законодательный
орган Российской Федерации, и предполагает
возможность проводить заседания Федерального
Собрания в течение длительного периода.
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации, согласно
своему Регламенту, проводит две сессии
в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля)
и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря).
Во время парламентских каникул
могут быть созваны внеочередные
заседания Государственной
Заседания Совета Федерации проводятся
в период с 15 сентября по 15 июля не реже
одного раза в любые три следующие друг
за другом недели.
Внеочередные заседания Совета Федерации
могут созываться по предложению Президента
России, Председателя Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации,
субъекта Федерации в лице его законодательного
(представительного) органа государственной
власти, комитетов Совета Федерации либо
по требованию, поддержанному не менее
чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.
Общие руководящие органы Федерального
Собрания не формируются, и руководство
каждой из палат является самостоятельным.
Председатель Совета Федерации и Председатель
Государственной Думы Федерального Собрания
избираются из числа членов соответствующей
палаты на первом заседании каждой из
палат тайным голосованием.
Председатель Совета Федерации и Председатель
Государственной Думы ведут заседания
соответствующих палат, ведают внутренним
распорядком их деятельности, обеспечивают
координацию работы комитетов и комиссий
палат, депутатов, представляют Совет
Федерации и Государственную Думу в их
взаимоотношениях между собой, а также
во взаимоотношениях с Президентом и Правительством
России, высшими судебными органами, Генеральным
прокурором Российской Федерации, субъектами
Федерации, общественными объединениями,
парламентами зарубежных государств,
международными парламентскими организациями,
а также в согласительных процедурах,
предусмотренных Конституцией.
Совет Федерации и Государственная Дума
из числа своих членов образуют постоянно
действующие комитеты различного профиля
для подготовки и предварительного рассмотрения
вопросов, относящихся к ведению соответствующей
палаты. Численный и персональный состав
комитетов определяется палатой.
Каждая палата вправе создать временные
комиссии, деятельность которых ограничена
определенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или
при выполнении полученного задания временные
комиссии прекращают свою работу.
Палаты вправе по собственной инициативе,
а также по предложению Президента или
иных субъектов законодательной инициативы
создавать для разрешения спорных вопросов
согласительные комиссии.
В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции
каждая из палат принимает свой регламент:
Регламент Совета Федерации и Регламент
Государственной Думы. Регламент - это
свод процедурных правил определенного
вида деятельности, устанавливающих порядок
ведения заседания, собрания, сессии.
Характеризуемый как внутренний
закон парламента, существенная часть
конституционного права, регламент
в двухпалатном парламенте принимается
обычно каждой палатой отдельно, тем
самым обеспечивается ее самостоятельное
функционирование.[4]
Характер полномочий, закрепленных
за Советом Федерации, вытекает из специфики
заложенного в этом органе принципа
представительства. Именно в лице Совета
Федерации наиболее отчетливо проявляется
влияние федеративного
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ
между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской
Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил Российской Федерации
за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской
Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации
от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение
от должности Генерального прокурора
Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение
от должности заместителя Председателя
Счетной палаты и половины состава ее
аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской
Федерации на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству
Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Центрального
банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного по правам
человека, действующего в соответствии
с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента
Российской Федерации для отрешения его
от должности.[5]
Законодательные полномочия
занимают особое место в компетенции
Федерального Собрания. Они прямо обусловлены
его конституционным статусом как законодательного
органа — парламента Российской Федерации.
Законодательная деятельность по своему
значению и объему — приоритетная. Законодательная
компетенция Федерального Собрания широка
и многопланова, охватывает важные вопросы
в различных сферах государственной и
общественной жизни, предполагает принятие
многих федеральных законов. Она характеризует
роль Федерации в законодательстве, значение
представительной, законодательной власти
Российской Федерации в системе государственной
власти, демократизм государства. Конституция
РФ определяет в общей форме пределы законодательной
деятельности российского парламента
и в этих рамках не стесняет и не ограничивает
ее.
Законотворчество сосредоточено в Государственной
Думе — основной и необходимой инстанции
в этой работе. Совет Федерации также обладает
правами по участию в законодательной
деятельности, но они имеют иной характер
по сравнению с законодательными полномочиями
Государственной Думы, Конституция РФ
не наделяет Совет Федерации правом принимать
законы, однако он одобряет или отклоняет
федеральные законы, принятые Государственной
Думой.
Но такое отклонение закона
не носит абсолютного характера и может
быть преодолено Государственной Думой
(квалифицированным большинством голосов
— не менее чем двумя третями от общего
числа депутатов).
Совет Федерации играет роль своего рода
противовеса Государственной Думе, способствуя
предотвращению поспешных, некачественных,
невзвешенных законодательных решений.
Он наделен для этого достаточно действенными
и реальными правами.
Все законы, принятые Государственной
Думой, передаются на рассмотрение Совета
Федерации, что призвано обеспечить учет
его мнения в законотворческом процессе.
Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать
или не рассматривать поступивший закон
по существу на своем заседании.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные
законы по вопросам:
а)федерального бюджета;
б)федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного,
таможенного регулирования, денежной
эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных
договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы
Российской Федерации;
е) войны и мира.
Кроме названных законов
обязательному рассмотрению в Совете
Федерации подлежат также все
федеральные конституционные
Библиографический список литературы
1. КонституцияРФ.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм.
и доп. – М.: Норма, 2007.
3. Теория государства и права: Курс лекций.
/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. –
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
Информация о работе Конституционно – правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации