Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:29, контрольная работа
1. Конституционный строй РФ: понятие, элементы, принципы.
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Задача. Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.
Вариант 2
1. Конституционный строй РФ: понятие, элементы, принципы.
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Конституционный строй
(в узком смысле) - установленная
Конституцией определенная
В понятие основ
конституционного строя России
входят закрепленные
Действующая Конституция
РФ была принята на
Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.
Принятие конституции
означает установление
Таким образом,
Элементы конституционного строя РФ:
1. республиканская форма правления;
2. суверенитет РФ;
3. права и свободы личности;
4. источник власти - многонациональный народ России;
5. верховенство Конституции
РФ и федерального
6. федеративное государственное устройство;
7. гражданство РФ;
8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
9. организация местного самоуправления.
В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:
» верховенство права;
» широкие права и свободы человека, их гарантированность;
» участие народа
в осуществлении
» разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.
Основы конституционного
строя определяют принципы
Основы конституционного
строя Российской Федерации
Конституционное закрепление
основ конституционного строя
обеспечивает их
Благодаря конституционному
закреплению основ
Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.
Конституция Российской
Федерации, прежде всего,
В Конституции Российской
Федерации в качестве основ
конституционного строя
Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.
Выделяются следующие основные принципы конституционного строяРФ:
1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
3) верховенство закона;
4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);
5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);
9) разделение властей;
10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.
Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:
Задача .
Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.
Более детально процедурные моменты описаны в ФЗ от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как было разъяснено постановлением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», такое изменение осуществляется путём принятия особого правового акта — Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации.
Согласно ст. 134 Конституции предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.
В соответствии со ст. 136 поправки
к главам 3-8 Конституции (это главы
о федеративном устройстве государства
(ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте
(ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной
власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении
(ст. 130—133)) принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия ф
Таким образом они должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов РФ. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов РФ. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят ФКЗ, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции.
Ч.2 ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента без участия Федерального собрания.
Статья 135 Конституции гласит,
что положения глав 1, 2 и 9 Конституции
(это главы об основах конституционного
строя (ст. 1-16), правах и свободах человека
и гражданина (ст. 17-64), а также
о самих конституционных
Информация о работе Конституционное право Российской Федерации