Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:16, доклад
Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.
Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий,
дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская
база, больница, другое подобное учреждение,
учреждение уголовно-исполнительной системы,
исполняющее наказания в виде
лишения свободы или
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Органом регистрационного учета является Федеральная миграционная служба.
Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. При этом предъявляются:
- паспорт
или иной заменяющий его
- документ, являющийся основанием
для вселения гражданина в
жилое помещение (ордер,
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов
Регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Для регистрации по месту жительства гражданин, указанный в части первой настоящей статьи, предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность данного гражданина;
документ, подтверждающий ведение данным гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
в пограничной полосе;
в закрытых военных городках;
в закрытых административно-
в зонах экологического бедствия;
на отдельных территориях и
в населенных пунктах, где в случае
опасности распространения
на территориях, где введено чрезвычайное или в
Можно сказать, что ограничения, содержащиеся
в Законе «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижении»,
носят территориальный
Исходя из приведенных выше оснований
ограничений права, следует заключить,
что все они подразделяются на
постоянные, то есть бессрочные и временные,
то есть действующие определенное время.
К первым следует отнести проживание
в пограничной полосе, в закрытых
военных городках, а также в
закрытых административно-
Конституционный Суд в постановлении от 2 февраля 1998 г. подчеркнул, что , согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений
права выбирать место пребывания
и жительства сформулированы в названном
Законе исчерпывающим образом, и
только они могут служить предпосылкой
для введения особого, а именно разрешительного
учета граждан, который по своему
характеру и содержанию отличается
от уведомительной регистрации. Установление
иных, кроме прямо указанных в
федеральном законе, оснований для
введения разрешительного порядка
регистрации является нарушением требований
Конституции Российской Федерации
и федерального закона. Отступление
от запрета расширять этот перечень
в подзаконных актах, в том
числе в актах Правительства
Российской Федерации, означает недопустимую
легализацию разрешительного
В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1998 г. указано, что перечисленные в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы исчерпывающим образом. Как правильно отмечает К.И. Руднева, с этим нельзя согласиться, поскольку анализ действующего законодательства показывает, что нормативные акты, регулирующие правоотношения в иных, кроме указанных в законе сферах, также определяют территории со статусом ограниченного доступа и заселения. Например, Федеральным Законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусматривается санитарная охрана лечебно-оздоровительных местностей с запретом проживания в определенных зонах. Ограничения пребывания на конкретных территориях содержат также, например, Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом». Очевидно, что законодатель при установлении данных ограничений руководствовался ст. 55 Конституции, а не Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения».
Статья 55
1. Перечисление в Конституции
Российской Федерации основных
прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или
умаление других
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека
и гражданина могут быть
Что касается права граждан на выезд и въезд в РФ. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.
Выезд гражданина Российской Федерации
из Российской Федерации не влечет
для него, его супруга или близких
родственников каких-либо ограничений
прав, гарантированных
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Паспорт оформляется гражданину Российской
Федерации по его письменному
заявлению о выдаче паспорта, поданному
лично, через его законного
паспорт оформляется соответствующим го
Паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на десять лет.
В случае, если гражданин Российской
Федерации утратил паспорт (дипломатический
паспорт, служебный паспорт, паспорт
моряка) вне пределов Российской Федерации,
соответствующим
Не допускается, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящей статьи:
1) оформление нового паспорта
без объявления ранее
2) выдача нового паспорта без
изъятия ранее выданного
В случае, если деятельность гражданина Российской Федерации связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации, может быть оформлен и выдан второй паспорт, при этом во втором паспорте днем окончания срока действия паспорта указывается день окончания срока действия ранее выданного паспорта.
Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям
особой важности или
2) в соответствии с