Конституционное право в системе права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.
Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными).

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 85.75 Кб (Скачать файл)

Конституционно-правовые нормы закрепляют правовое положение субъектов конституционного права — основные права, свободы, обязанности граждан и их объединений, конституционную компетенцию органов государственной власти, правовые процедуры ее осуществления, формы и средства разрешения конституционных споров и др.

Конституционно-правовые нормы относятся к так называемым первичным. Устанавливая основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, они по своей природе являются учредительными, что не свойственно нормам никакой другой отрасли права. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила, специальные юридические механизмы действия и государственно-правовые средства охраны.

Многообразие юридических форм выражения — еще одна особенность конституционных норм. Нормы конституционного права содержатся в Конституции, конституционных и обычных законах, в президентских и правительственных актах, в актах региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Специфической формой их выражения являются акты референдумов и договорные нормы.

Нормы конституционного права отличаются высоким уровнем нормативности; отсюда среди них большое число норм-принципов, норм-дефиниций, норм-деклараций, т. е. так называемых исходных, или отправных, норм права, что не характерно для других отраслей права. Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка. Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения.

Существует разграничение норм конституционного права по различным другим критериям, например по содержанию, территории действия и др.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений, образует конституционно-правовой институт. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по институтам, отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию. В системе конституционного права принято различать следующие группы норм или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя Российской Федерации; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности; 3) нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

1.3.Источники конституционного права

 

Особенности конституционного права отражают не только его нормы и отношения, но также источники. Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них — конституция, закон, постановления, указы и распоряжения и другие виды правовых актов. Эти формы правовых актов характерны практически для всех правовых институтов конституционного права, поэтому не следует думать, что каждому правовому институту соответствует какая-то одна определенная форма. Так, например, институт исполнительной власти регламентируется в форме норм конституции, законов, указов Президента, решений Конституционного суда.

Источники конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция обладает высшей юридической силой по отношению к закону или указу Президента, а закон — по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). При этом следует знать, что далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, поскольку тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить «войну» источников. Например, постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой).

Источники конституционного права РФ можно разделить на три группы: 1) федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов РФ); 2) законодательство субъектов Федерации — конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов; 3) акты органов местного самоуправления, включая местные референдумы.

Среди источников конституционного права первое и важнейшее место занимает конституция. Конституция является основным законом любого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (например в Великобритании). Особо следует выделить такие источники конституционного права, как: Договоры и соглашения. Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

Глава IIСоциальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации

 

Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства. Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции в правовой системе, и к ним относятся: а) реальность конституции, т. е., ее реализуемость и способность влиять на достижение тех целей, ради которых конституция была принята; б) программность, или перспективность, Конституции — т. е., наличие норм, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства, к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер российского государства; в) легитимность конституции — ее официальное удостоверение или признание в обществе. Легитимность конституции определяется следующими характеристиками: легальностью принятия конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Участие 54,8% зарегистрированных избирателей в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% избирателей высказались за принятие Конституции РФ, дает основание признать ее легитимной.

2.1 Конституция как база развития текущего законодательства

 

Юридическая характеристика конституции, которая выражает ее способность оказывать (присущими ей способами) воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: она определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации, более 100 статей действующей Конституции РФ обязывают Федеральное собрание принимать соответствующие законы. Влияние конституции на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое действие конституции — свойство ее норм непосредственно, т. е. без каких-либо конкретизирующих их актов, регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты или обеспечения своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции РФ предусмотрено в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию государства и не требует имплементации, т. е. включения норм в законодательство субъектов Федерации. Положения Конституции обязательны для всех без исключения органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц и граждан, например суд вправе принять решение на основе норм конституции

2.2     Конституционно-правовые санкции

 

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций. Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности. По сути, юридическая ответственность и есть, прежде всего, реализация санкции, указанной в норме права. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы.

Конституционная санкция – это возможность законодательного принуждения по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или злоупотребления своими правами.1 Такие стороны как негативная оценка деяния субъекта, принуждение, неблагоприятные последствия, ущемления материального или юридического характера являются теми существенными признаками, которые характеризуют санкции вообще и конституционно-правовые санкции в частности.

Конституционно-правовая ответственность предполагает негативную оценку деяния с точки зрения закона, и далеко не всегда это является оценкой со стороны государства. Субъекты конституционных правоотношений обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, именно право становится важнейшим регулятором общественной жизни, именно право содержит описание действий, которые считаются нормой, поэтому девиантное поведение в сфере конституционных правоотношений должно рассматриваться как правонарушение только с точки зрения закона.

Рассматривая конституционно-правовые санкции как меры принуждения, следует отметить, что в данном случае имеет место принуждение закона, в котором содержится негативная оценка деятельности субъекта конституционных правоотношений. Право определяет границы допустимого поведения конкретного субъекта в определенной ситуации, действия этого субъекта оцениваются с позиции их соответствия именно нормам права, следовательно, принуждение исходит именно от закона. Кроме того, государство рассматривается как самостоятельный участник конституционных правоотношений, следовательно, как полноценный субъект конституционно-правовой ответственности. Таким образом, необходимо рассматривать конституционно-правовые санкции как меры законодательного, правового принуждения, которое не тождественно принуждению государственному.

В отношении терминов «неблагоприятные последствия» и «ущемления материального или юридического характера» необходимо заметить, что некоторые авторы разводят эти понятия, не включая второе понятие в объем первого. Тем не менее, неблагоприятные последствия имеют разные по значению составляющие: это и правовой урон, и обременение, и правовые лишения или ущемления материального либо юридического характера.Совершенно очевидно, что термин «неблагоприятные последствия» довольно широк по своему объему и определяет многостороннее явление, которое при выведении за его рамки ущемлений материального или юридического характера становится неполным. Логичным представляется рассмотрение второго понятия как одной из разновидностей понятия первого, но никак не изолированно друг от друга.

Как уже было отмечено выше, особенность конституционно-правовых санкций заключается в том, что практически все они не могут быть использованы в качестве санкций других видов юридической ответственности. Исключением является возмещение материального ущерба, которое может использоваться и в качестве санкции гражданско-правовой ответственности. Следует отметить и абсолютно определенный характер конституционно-правовых санкций: они либо применяются, либо не применяются уполномоченным субъектом за соответствующее нарушение норм конституционного права, но не могут быть заменены иными мерами принуждения.

Конституционно-правовые санкции закрепляются в нормах конституционного права, хотя последние могут содержать и санкции других отраслей: примером служит часть 2 статьи 20 Конституции РФ, которая в общем виде регулирует вопросы применения смертной казни в России. Именно негативная оценка деяния, выраженная в форме принуждения закона и неблагоприятные последствия должны определять санкции в качестве конституционно-правовых. Их нельзя отнести к мерам ответственности, входящим в иные отрасли права в силу различия их характера, целевой направленности, круга общественных отношений, урегулированных той или иной отраслью, специфики принудительного воздействия и субъектов данной ответственности. Кроме того, эти санкции направлены на защиту конституционных норм непосредственно, в отличие от отраслевых, которые обеспечивают действие норм, конкретизирующих и детализирующих конституционно-правовые предписания. Тем не менее, практическое выделение конституционно-правовых санкций, их характеристика в качестве таковых в большинстве случаев представляет собой довольно сложную задачу. Вопросы конституционно-правовой ответственности в действующем российском законодательстве регулируются неоднозначно, правовые нормы не подвергались какой-либо специальной обработке и систематизации, поэтому в обязательном порядке следует принимать во внимание научные работы, которые в той или иной степени касаются данной сферы.

Вопрос о признании конкретных санкций конституционно-правовыми в литературе решается неоднозначно. Перечни мер конституционно-правовой ответственности, приводимые различными авторами, практически всегда отличаются друг от друга, причем порой это различие весьма существенно. Объясняется это несовершенством действующего законодательства, которое не всегда позволяет определить санкции как конституционно-правовые: бессистемность источников конституционно-правовой ответственности, общий характер норм конституционного права, пробелы в правовом регулировании приводят к тому, что определенные санкции относятся скорее к мерам политического воздействия или других отраслей права.

Информация о работе Конституционное право в системе права Российской Федерации