Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:23, реферат
Наше государство стремится обеспечить правовые гарантии экологической безопасности человека. Это важно для настоящих и будущих поколений людей. Заинтересовала меня в этом плане тема «Правовые формы использования земель», которая дает знания об основных правовых институтах, можно применять в своей жизни и будущей практической деятельности.
Земля как объект использования и охраны представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей
Наше государство стремится
обеспечить правовые гарантии экологической
безопасности человека. Это важно
для настоящих и будущих
Земля как объект использования и охраны представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений – земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли.
Являясь составной частью природной среды, земля выполняет экологические, экономические и социальные функции, с учётом которых осуществляется правовое регулирование. Одновременно земля является объектом имущественных отношений, имеет статус недвижимого имущества. В соответствии со ст. 130 ГК особым видом недвижимого имущества названы земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества:
- относятся к категории
индивидуально – определенных
вещей с присущими только им
признаками, которые установлены
законодательством о
- могут быть делимыми
или неделимыми с учётом
- подпадают под
определенный режим
Право собственности
на землю как юридическая
Право собственности
на землю реализуется через
Частная собственность
на землю существует в двух видах:
право частной собственности
юридических лиц; право частной
собственности граждан
Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.
В соответствии со ст. 2 КоЗ земля может находиться в собственности одного субъекта – физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь либо принадлежность на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от формы собственности. Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка, установленных ст. 17 КоЗ.
Право собственности
на землю характеризуется
- право собственности
как основной поземельный
- это бессрочное право, которое существует, пока существует объект права собственности – земельный участок или земли
- имеет целевой характер,
который учитывается для
Правовые формы использования земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, через которые осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно.
Выделяют следующие признаки, по которым различают правовые формы использования земель:
- правовая природа прав на землю (вещные, обязательственные и иные права);
- сроки (срочные и постоянные, т. е бессрочные, права);
- субъекты (собственники и несобственники; государство, юридические и неюридические лица);
- цели использования земельных участков.
Объектом прав на землю являются индивидуально определенные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок. Так, ст. 63 Коз установлены цели предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение, ст. 12, 34 КоЗ – передачи в частную собственность и др.
Основанием возникновения прав на землю является сложный фактический состав, который включает следующие юридические факты:
- принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме административного акта – решения исполнительного и распорядительного органа; гражданско – правовой сделки; судебного решения; международного договора;
- отвод участка, который
представляет собой
- внесение платы за
земельный участок или права
на получение земельного
- государственная регистрация права на земельный участок, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, которая является правоустанавливающим документом.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель: права частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного и временного землепользования, аренда, концессия, сервитут.
Право частной собственности на землю относится к основным вещным правам на землю, является бессрочным и закрепляет принадлежность земельных участков юридическим лицам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся:
- граждане Республики
Беларусь, постоянно проживающие
на территории Республики
- юридические лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:
-ведения личного подсобного хозяйства;
- строительство и обслуживание жилого дома;
- ведение коллективного садоводства в размере до 0,15 га на одного члена кооператива;
- дачное строительство в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива.
Юридическим лицам, названным выше, земельные участки могут передаваться в частную собственность при приватизации объектов государственной собственности по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, и при осуществлении инвестиционных проектов.
Все другие правовые формы использования земли являются производными от права собственности (государственной и частной) и по своим признакам правовым характеристикам относятся к праву природопользования. Их правовая природа может быть различной в зависимости от характера и оснований возникновения этих прав.
Земля – основной источник экономического благосостояния народа. Благодаря правовым формам использования земли человек может использовать землю рационально для удовлетворения своих потребностей.
Экономическое стимулирование
рационального использования и охраны земель. Экономическое стимулирование
охраны земель направлено на повышение
заинтересованности землепользователей,
землевладельцев, собственников земельных
участков, в том числе арендаторов, в сохранении
и воспроизводстве плодородия почв, на
защиту земель от негативных последствий
производственной деятельности и включает:
1) выделение
средств из республиканского или местного
бюджета для восстановления земель, нарушенных
не по их вине;
2) освобождение
от платы за земельные участки, находящиеся
в стадии сельскохозяйственного освоения
или улучшения их состояния в период, предусмотренный
проектом производства работ;
3)предоставление
льготных кредитов;
4) частичную компенсацию
снижения дохода с земельных
участков в результате временно
5) поощрение за улучшение
качества земель, повышение плодородия
почв и продуктивности земель
лесного фонда, производство
В соответствии со ст. 139 КоЗ Республики
Беларусь, задачи государственного контроля
за использованием и охраной земель состоят
в обеспечении соблюдения всеми землепользователями,
землевладельцами и собственниками земельных
участков, в том числе арендаторами, государственными
и общественными органами требований
земельного законодательства РБ.
В соответствии
со ст. 140 КоЗ Республики Беларусь,
государственный контроль за использованием
и охраной земель осуществляется специально
уполномоченным государственным органом
по земельным ресурсам и землеустройству
и местными исполнительными и распорядительными
органами. Порядок осуществления государственного
контроля за использованием и охраной
земель устанавливается законодательством
РБ.
ЛИТЕРАТУРА