Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
изучить развитие конституционализма до 1917 года;
выявить особенности Российских конституций 1918,1925,1937 гг.;
определить основные положения Конституция РСФСР 1978;
проанализировать Конституцию 1993 года.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие конституционализма до 1917 года……………………………..4
2. Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности
и характерные черты……………………………………………………….6
3. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и
причины ее изменения……………………………………………………12
4. Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………….....21
Содержание
Введение…………………………………………………………
и характерные черты……………………………………………………….6
причины ее изменения……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………….....
Введение
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Актуальность темы обусловлена тем, что роль конституции на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.
Объектом исследования данной работы является Конституции Российского государства. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования.
Достижение
поставленной цели
В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы:
группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза.
В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка.
Это началось с 17 октября 1905 года, когда был объявлен переход страны к новому конституционному строю. Этот переход по мнению исследователя В.В. Лентовича был значительно облегчен принятием Закона от 06 августа, который решил две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и представление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу.
Реакцией на эти действия стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. Манифестом 20 февраля 1906 года Государственный совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента.
Политико- правовые
факторы, которые привели к
- нарастание в 1898 году студенческого движения из-за принятия Нового университетского устава 1884 года, который значительно ограничил автономию вузов;
- увеличение числа забастовок на фабриках и заводах в 1896 году. В 1903 году прошла всеобщая забастовка;
- увеличение крестьянских бунтов в 1902 году и др.
Последнее событие повлекло за собой создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью.
В апреле 1879 года в Москве состоялся первый съезд земцев-конституцоналистов, выдвинувший требование о создании в стране представительного органа парламентарного типа. Эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис- Меликовым плане «конституции».
В ноябре 1904 года состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью».
Участие общественности в обсуждении государственных дел предлагалось оформить в виде особой группы выборных от земств и городских дум, входящей в состав Государственного Совета. Об этом говорилось в записке министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского на имя императора. В этой же записке предлагалось также восстановить роль Сената, пересмотреть земское и городовое положения, установить режим законности и веротерпимости и т.п. При обсуждении в декабре 1904 года на совещании высших государственных сановников и князей большинство предложений этой программы были отвергнуты.
Итогом всех этих действий стал декабрьский Манифест (Указ 1904 г.), провозгласивший, что крестьянство уравнивается в правах с другими сословиями, вводится государственное страхование рабочих, расширяется компетенция земских и городских учреждений и прочее. Документ готовился при активном участии С.Ю. Витте.
С осени 1904 г. началась «эпоха доверия». Печать начала обсуждать коренные политические реформы. Летом 1905 г. образовалось большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в Союз Союзов, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образовался Всероссийский крестьянский союз, по стране прокатилась волна аграрных беспорядков.
На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами стали:
Государственный совет преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.
30 марта 1918 года Центральный комитет РКП (б) поставил вопрос о подготовке Основного закона, который должен был решить общие проблемы управления государством. Первым основным законом стала конституция РСФСР от 10 июля 1918 года. 19 июля 1918 года первая советская конституция вступила в силу. Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства. Это обусловливало специфику ее основных институтов.
Конституция состояла из 6 разделов:
В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Статья 7 ее провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю- Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах российской социалистической федеративной советской республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».1
В конституции прямо не говориться об интеллигенции. Однако смысл статей 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении советской власти к ней. Статья 7 четко делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых.
Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том, кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а именно против эксплуататорского меньшинства общества. В наиболее общей форме этот принцип закреплен в статье 23. Ограничивалась и свобода печати для буржуазии.
Характерной чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22 основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод: свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких ст. 13), свободу выражения своих мнений, свободу собраний (ст. 15), свободу союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений».
Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. Конституция фиксировала лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо прежде всего отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 гласила: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!».2
Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского съезда Советов как верховного органа власти.
Принятие новой Конституции обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В свою очередь, Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР, которая состояла из шести разделов:
- общие положения;
- о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
- об устройстве Советской власти;
- об Автономных
советских Социалистических
- о местной власти;
- о выборах в советы;
- о бюджетном праве;
- о гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В данную Конституцию
вносилось несколько изменений,
связанных с изменениями
Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР3, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках были народные комиссариаты. Конституция предусматривала три категории наркоматов. Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались только в Союзе. Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства.4
Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила “осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”.